Состоялось очередное заседание совета директоров Банка России. По его итогу регулятор решил поднять ключевую ставку на 100 базисных пунктов — до 13%.

В своем выступлении председатель ЦБ Эльвира Набиуллина разом ответила на спорные вопросы, которые ставили под сомнение политику Центробанка на тему укрепления рубля. Говорила она и об отношении регулятора к экспорту валютной выручки, и о позиции касательно вывоза валюты за рубеж. Валютная часть экспортной выручки снижается, сейчас 42% от нее поступает в рублях. И около 90% возвращенной валютной выручки компании продолжают продавать. Глава Центробанка рассуждает так:

«Продав свою валютную выручку, экспортеры имеют возможность ее купить обратно в тех объемах, которые сочтут нужными. В итоге возрастет только оборот на валютном рынке продажи-купли этой валюты, но баланс спроса и предложения валюты не изменится. Одновременно это создаст неудобства для компаний, которым выручка нужна для покупки импортного оборудования, издержки на дополнительную конвертацию, но эффекта на курс это не окажет значимого. Вторая тема — репатриация валютной выручки, перевод валютных средств из зарубежного банка в российский. Это не означает, что на эту величину вырастет предложение валюты на российском рынке, потому что вне зависимости от того, где вы храните сбережения этой валюты, в иностранном банке или в российском банке, она на рынке не понадобится, она будет просто храниться на валютных счетах в российском банке, и на курс это не окажет влияния».

К тому же, как объяснила Эльвира Набиуллина, даже если экспорт оплачивается в рублях, эти рубли покупатель предварительно обменял, а значит, продал валюту. За исключением ситуаций, когда иностранные компании берут рубли в кредит по небольшим ставкам.

Речь в выступлении Набиуллиной также шла о валютных ограничениях. Ранее глава ВТБ Андрей Костин предложил ввести лимит на вывоз рублей из России. Глава Центробанка это предложение не одобрила и заявила, что курсу национальной валюты оно не поможет. Лучше будет повышать привлекательность рубля экономически, а не административно. К примеру, дополнительные стимулы нужны для компаний, чтобы они размещали акции на бирже, а не только облигации. Такие меры обсуждаются с правительством.

Эту позицию комментирует экономист Bloomberg по России Александр Исаков:

Александр Исаков экономист Bloomberg по России «В начале выкупов активов у нерезидентов я тоже думал и рассчитывал, что часть из этих активов в итоге окажется на фондовом рынке, то есть покупатель купит эти активы уходящего нерезидента. И для того чтобы сразу зафиксировать свою прибыль, попытается сделать эти активы частично публичными. Этого не происходит по рациональной причине. Большинство из рынков, которые обслуживаются этими компаниями, это не растущие рынки. То есть, когда российский резидент выкупает этот актив, он получает или увеличивает свою долю на нерастущем рынке, и в принципе ему не нужен дополнительный капитал для того, чтобы увеличить производство. Ему нужен временный долг, может быть, он ему нужен для того, чтобы выкупить эти активы, но ему нет никакого смысла размещать их на рынке и делиться выросшей доходностью с публикой. Почему? Потому что ему не нужны средства для расширения этого производства».

В целом же Центробанк дал четкий сигнал о том, что смягчения денежно-кредитной политики в обозримом будущем ждать не приходится. Пока что, по мнению банка, проинфляционные риски слишком сильны, к ним относится и слабеющий курс рубля. Как долго сохранится высокая ключевая ставка? Мнением делится инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов:

Сергей Суверов инвестиционный стратег УК «Арикапитал» «Я думаю, что такая высокая ставка точно продержится до конца текущего года. Если регулятор увидит, что в начале 2024 года инфляция будет замедляться и потихонечку приближаться к таргету 4%, то ключевая ставка, наверное, будет снижаться. Я жду этого, во всяком случае, не раньше где-то первого-второго квартала 2024 года, до этого времени ставка, весьма вероятно, как и говорит ЦБ, будет высокой. Но это может занять продолжительное время, по нынешним временам несколько месяцев — это уже в нынешних волатильных реалиях продолжительный период».

На пресс-конференции по итогам заседания ЦБ прозвучали и комментарии относительно растущей ипотеки. А по данным регулятора, темпы ее роста к сентябрю достигли уж 30%. В очередной раз Банк России обозначил, что увеличение происходит и за счет льготных программ, а еще — что в ипотеку вовлекаются все более рискованные группы клиентов. Из еще одного повторяющегося заявления — позиция регулятора по финансовой стабильности в России. Рисков для этой стабильности из-за ослабления рубля банк не видит.