Сначала были утечки о том, что СТД планирует сократить число номинаций, а работа экспертных советов и жюри будет усиленно контролироваться Союзом театральных деятелей и Минкультом. Потом СТД решил выйти из состава участников фестиваля и создать собственную исполнительную дирекцию премии. Теперь председатель СТД Александр Калягин провел заседание рабочей группы с участием творческих и административных специалистов.

Номинации решено не трогать, но административные перемены запланированы. Калягин готов взять на себя обязанности президента премии и ввести должность вице-президента, который, по сути, будет зампредом по творческим вопросам. Последние 18 лет гендиректором премии была экс-директор Театра наций Мария Ревякина. О том, зачем нужны перемены, рассуждает директор театра «Мастерская Петра Фоменко» Андрей Воробьев. Он участвовал в том самом заседании с Калягиным:

Андрей Воробьев директор театра «Мастерская Петра Фоменко» «Любые реформы делаются в очень спокойные и стабильные времена. Сейчас у нас время не очень простое, но, действительно, возникают ситуации, в которых у нас меняется жизнь, действующее законодательство, система взаимоотношений государства с мировым сообществом, появляются санкции и ограничительные меры, причины и поводы, чтобы менять нашу жизнь и перестраивать ее под существующую реальность. В данном случае в судьбе «Золотой маски» тоже возникли некоторые нюансы, они не глобального масштаба, они не повлекут за собой, я очень надеюсь на это, видоизменение какое-то серьезное, разрушение или гибель «Золотой маски». И Союз театральных деятелей, и лично Калягин, и члены рабочей группы максимально заинтересованы в том, чтобы сохранить «Маску» в том виде, в котором она сегодня существует».

Не все оценивают перемены позитивно. Режиссеры Кама Гинкас и Генриетта Яновская ранее опубликовали открытое письмо Калягину, где просили не трогать ни номинации, ни руководство премии, говорили о Ревякиной как о «талантливейшем» менеджере. Театральные критики писали похожие обращения. Авторитет «Маски» создавался годами. На экспертные советы и жюри никто не давил при выборе номинантов и лауреатов. Вопрос, примет ли новую дирекцию театральное сообщество, подчеркивает член комиссии СТД по критике и театроведению, театральный критик Глеб Ситковский:

Глеб Ситковский член комиссии СТД по критике и театроведению, театральный критик «И театральные критики, и режиссеры, и театры могут просто бойкотировать эту новую премию. Мне кажется, не нужно чинить то, что не ломалось. «Золотая маска» в последние годы была вполне объективной. В целом эта система доказала свою состоятельность. С появлением «Золотой маски» связан подъем театра в регионах последние 20 лет. «Золотая маска» создала такую уникальную кровеносную систему, которая объединяла все театры страны в один организм. Претензии не сформулировал Калягин. Он сказал: претензии есть. Какие, он не сказал, это, скорее всего, связано с тем, что в прошлом году выдвигались какие-то неугодные фигуры. Наверное, это вызвало возмущение наверху».

В пресс-службе премии ответили: на протяжении 20 лет всю менеджерскую работу по проведению фестиваля и церемонии премии «Золотая маска» проводила автономная некоммерческая организация «Фестиваль «Золотая маска», у которой был заключен договор с СТД. Учредитель этой организации — Мария Ревякина. Сейчас СТД создает свою организацию, но как это будет работать и в каком формате будет проходить предстоящий фестиваль — нужно уточнять у СТД. А старая команда продолжает работать над проектами, запланированными до конца года, а также не связанными с конкурсной программой фестиваля.