Катастрофа в Дерне, произошедшая на прошлых выходных, стала для Ливии не только крупнейшим природным катаклизмом как минимум со времен критского цунами IV века, но и в принципе первым крупным наводнением в истории страны. Количество жертв еще предстоит установить, но к вечеру 14 сентября Красный Полумесяц называл число в 11 тысяч погибших, еще до 10 тысяч остаются пропавшими без вести, до 30 тысяч жителей города лишились жилья.

Миллионы тонн воды принесло в прибрежный город по вади — сухому руслу реки, — которое заполняется только во время дождей. Обычно город защищают возведенные в долине плотины, равномерно выпускающие воду в русло, но в этом году Средиземноморье накрыл циклон «Даниэль», и дамбы не выдержали. Рассказывает репортер BBC (ресурс заблокирован в РФ) Джона Вуд:

«Становится все очевиднее, что катаклизм был и природным, и антропогенным. Реку Дерна перекрывали две плотины, и обе оказались разрушены. Верхняя из них, в 10 километрах от города, могла удерживать до 1,5 млн кубических метров воды. Когда плотину прорвало, вся эта вода понеслась вниз по руслу и смыла и вторую дамбу, и чуть ли не четверть зданий в городе. Пострадавшие неизбежно возложат вину на политиков и полевых командиров, которые пытались руководить Ливией со времен свержения Каддафи. А те наверняка попытаются избежать ответственности».

Кадры с затопленных улиц Дерны и спутниковые снимки разрушенного города сложно не назвать чудовищными. У русла реки были расположены самые центральные кварталы — в прошедшем времени, потому что значительную часть строений буквально сорвало с фундаментов. О многочисленных мостах и говорить не стоит — их мгновенно вынесло в море. До гражданской войны в Дерне жили 100-150 тысяч человек, Associated Press приводит более свежие оценки в 90 тысяч.

С учетом 11 тысяч погибших и тысяч еще не извлеченных тел, катаклизм мог унести жизни чуть ли не каждого пятого жителя. Продолжает старший репортер France 24 Кэтрин Норрис-Трент:

«Жители восточной Ливии, где мне довелось в свое время побывать, даже до 2011 года говорили, что правительство Каддафи игнорирует их потребности. С тех пор и без того ветхая инфраструктура еще больше состарилась. Почти все это время в стране не прекращалась гражданская война, и за подобными объектами никто не следил. Теперь генпрокурор Ливии, чьи полномочия, по крайней мере на бумаге, распространяются на всю территорию страны, объявил о начале общественной проверки. В поддержку уже высказались ряд политиков по обе стороны линии разграничения. При этом известно, что инженеры высказывали беспокойство по поводу состояния плотин и ранее. Но будет ли эта проверка в итоге проведена, никто точно не знает».

А пока в Дерне продолжается разбор завалов и, что еще более важно с учетом количества жертв, поиск останков. Как указывает Al Jazeera, на разрушенных улицах стоит жуткий запах, и в администрации города опасаются вспышки заболеваний. Восток Ливии контролируется силами Ливийской национальной армии под командованием Халифы Хафтара. Как заявил представитель ЛНА в эфире BBC, власти не станут поспешно называть виноватых, поскольку, «даже если бы были приняты все меры, огромных потерь было бы не избежать».