Сотрудникам российских медучреждений рекомендовано на работе не пользоваться техникой компании Apple и сервисами WhatsApp, Skype, Viber, Microsoft Teams и приложениями от Google. Об этом сообщила газета «Коммерсантъ» со ссылкой на помощника министра здравоохранения России Алексея Кузнецова.

Поднятый вопрос, мягко говоря, дискуссионный. С одной стороны, обосновываются такие запреты, простите, рекомендации, заботой о безопасности врачей и пациентов. А сфера эта действительно очень чувствительная. Кто-то не увидит ничего предосудительного в том, что в Сеть вдруг уплывет текст сообщения: «Семенову из пятой палаты нужно срочно сделать укол». Но если кто-то другой захочет сопоставить фамилии врача и пациента, даты и место работы автора сообщения, можно, например, выяснить, что Семенов лежал в венерологическом отделении. Надо оно Семенову? А врачу?

Выход, который предлагают эти рекомендации, — перенести общение в корпоративную почту, в российские мессенджеры или в Telegram. Но корпоративные почтовые серверы взламывают регулярно. Так же как и аккаунты в Telegram. Так что гарантий не будет и тут. А вот врачам придется перестраиваться. Многие общаются в WhatsApp и к нему привыкли. Но, как рассказал Business FM заведующий отделением амбулаторного звена одной из поликлиник города Москвы, где эти рекомендации были приняты к сведению, Денис Прокофьев, все переучились:

Денис Прокофьев заведующий отделением амбулаторного звена московской поликлиники «Рабочие группы создаются достаточно часто. Они могут создаваться внутри лечебного учреждения, внутри отделения. Созданы они для того, чтобы оперативно передавать информацию. Однозначно, что после начала СВО мессенджер WhatsApp, социальные сети Instagram и Facebook (принадлежат корпорации Meta, которая в России признана экстремистской и запрещена. — BFM.ru) были признаны небезопасными, и рекомендовано их не использовать. Соответственно, здесь было принято решение перейти на другие способы обмена информацией. Я считаю, что это абсолютно оправданно и никакого неудобства это не доставляет. К работе на других платформах очень быстро адаптируешься, и проблем нет».

Гораздо более сложный вопрос — техника. Свидетельств того, что где-токому-то уже запретили ходить на работу с айфонами, найти пока не удалось. Но если эта практика будет применяться, возникает вопрос — а где сотрудникам медучреждений брать российские и китайские телефоны? Покупать за свой счет? О государственном обеспечении гаджетами врачей, медсестер и администрации никто ничего не говорил. Но в целом, если сотрудникам начнут так усложнять жизнь, они могут и ответить, считает руководитель клиники «Доктор Аникина», кандидат медицинских наук Марина Аникина:

Марина Аникина руководитель клиники «Доктор Аникина», кандидат медицинских наук «Вот у меня айфон. Получается, я что должна сделать? Не использовать, правильно? Соответственно, я не нарушаю, если я прихожу на работу и выключаю телефон. Правильно? Да. Ищите меня по всей клинике тогда какими-то своими возможностями: телепатическими, давайте мне пейджер. Соответственно, я прихожу, переодеваюсь, все отключаю, складываю в свой ящичек, беру из этого же ящика все, чем я пользоваться могу, к примеру, телефон китайского производителя с отдельной симкой для своих рабочих обязанностей. Я в 8 или 9 утра пришла на работу, в 17 или 18 часов, когда у меня закончился рабочий день, — я закончила, все, меня нет».

Собеседники Business FM не особо верят в то, что идея полного запрета айфонов и WhatsApp в больницах реализуема. Особенно по части гаджетов. К слову, весной сотрудникам внутриполитического блока администрации президента было рекомендовано поменять айфоны на смартфоны с другой операционной системой, а позднее такой же запрет был введен для сотрудников Минпромторга, Минпросвещения и «Ростеха». Кроме того, запрет на продукцию Apple вводили и в Минцифры.

Но летом на деловом завтраке «Сбера» на Петербургском экономическом форуме имел место весьма красноречивый эпизод. Гости завтрака, в том числе чиновники высшего ранга, традиционно принимают участие в голосовании по главному вопросу повестки. Делают они это с помощью своих телефонов. И вот когда участники завтрака подняли гаджеты вверх, чтобы отсканировать QR-код для голосования, почему-то ни одного российского телефона я там не увидел. Яблочки, конечно же, предусмотрительно были спрятаны под чехлами. Но контуры камеры вопросов о бренде не оставляли.