Гендиректор «Почты России» Михаил Волков на этой неделе заявил, что несколько крупных онлайн-компаний поддержали инициативу о сборе в пользу организации и что они отнеслись к этой идее с пониманием. В ответ президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов сообщил, что «никакого понимания тут нет» и представители e-commerce категорически против. И не только они.

Этот спор длится уже почти полгода. «Почта» требует выделять ей по 24-25 млрд рублей в год за счет сбора с интернет-ретейлеров на поддержание сети отделений в сельских и труднодоступных местах. Они убыточны, но закрыть их нельзя. Ретейлеры выступают категорически против сбора, потому что фактически оборотным налогом в 0,5% хотят обложить не только маркетплейсы, но и продавцов, которые там торгуют, и вообще всех в цепочке, указывает президент АКИТ Артем Соколов:

Артем Соколов президент Ассоциации компаний интернет-торговли «Прошло через маркетплейс 100 товаров, каждый из них стоил по 1000 рублей, с них маркетплейс взял еще комиссию в 15%. В итоге цена на каждый из них была по 1150 рублей для конечного потребителя. С этой большой суммы 1150 рублей, умноженной на 100, возьмут 0,5%. Это очень большая сумма. Если рассчитать оборот всей интернет-торговли, в этом году мы прогнозируем его где-то в размере 6,5 трлн рублей. Вот с этого оборота 0,5% будет 32,5 млрд рублей. Это огромные деньги».

Которые бизнес обязательно захочет компенсировать. И переложит эти затраты на конечного потребителя — как минимум частично.

Власти над предложением «Почты» пока думают. Инициативу открыто поддержали в Минцифры, хоть и назвали эту меру непопулярной. Просто другого способа поддержать «Почту» сейчас нет, говорил глава министерства Максут Шадаев. Эксперты, опрошенные Business FM, не согласны. Они с ходу накидали несколько. Например, нужно ли этой структуре столько почтальонов, разносящих пенсии, притом что пенсии приходят на карты? Нужны ли ей такие больше помещения, которые остались у «Почты» с тех времен, когда посылки доставляла только она? И так далее. Или, наоборот, может быть, «Почте» стоит воспользоваться своим монопольным положением в тех местах, где, кроме нее, никого нет? Активнее предлагать в отделениях другие услуги, которые «Почта» по закону может оказывать. Почта банк может выдавать кредиты, в отделении можно купить тушенку с макаронами. Да «Почта» даже сигареты может продавать.

Собеседники Business FM призывают руководство «Почты России» просто по-настоящему отнестись к этому как бизнесу и оптимизировать процессы. Тем более что «Почта России» была прибыльной. Например, под руководством Дмитрия Страшнова, пришедшего во ФГУП из Tele2. Тогда там более чем в два раза сократились потери от неоплаченной корреспонденции — так называемой серой почты.

Тогда же правительство отменило субсидирование выпадающего дохода от предоставления почтовых услуг (убыточных для «Почты»). И «Почта России» осталась прибыльной без госдотаций, в том числе за счет перехода на рыночные тарифы в коммерческих сегментах: посылки, подписка, аренда почтовых абонементных ящиков и так далее. Правда, вопросы к прибыльности «Почты» в тот период были у прокуратуры. По версии ведомства, в 2014 году «Почта России» получила не прибыль в 1,4 млрд, а убыток в 4 млрд рублей. Потому что 5,4 млрд в этот год дало государство. А через два года в отношении Страшнова была начата доследственная проверка по факту выплаты ему в 2014 году бонуса почти 100 млн рублей. Но сейчас не об этом.

С «Почтой» нужно что-то делать, это признают все. Возможно, нужно как-то ее разделить, рассуждает гендиректор аудиторской группы 2К Тамара Касьянова:

Тамара Касьянова гендиректор аудиторской группы 2К «В части регионов — Москва, Питер, крупные города центральной части — не может быть убытков. Тогда нужно раскрыть, где у них убыточные направления, и после этого обсуждать. Нужно выделить планово-убыточные регионы, они должны субсидироваться государством, потому что это их цель».

Все собеседники Business FM едины во мнении: «Почта» — это важно, «Почте» тяжело. Но не нужно решать ее проблемы за счет частного бизнеса, иначе можно создать опасный прецедент и потом спасать так всех, кто громко об этом попросит. Некоторые вещи нужно разделять, отмечает генеральный директор группы компаний ComNews Леонид Коник:

Леонид Коник генеральный директор группы компаний ComNews «Сравнить хотя бы Первый канал и канал ТНТ. Первый канал все годы был обязан вещать и вещал по территории всея Руси, а канал ТНТ вещал на 33 крупнейших города, где наиболее платежеспособная аудитория, и там же собирал рекламу. Разные бизнес-модели, разные функции, наверное. Но «Почта России» — это компания с социальной нагрузкой. Все социальные функции, вплоть до отправки простого бумажного письма или открытки, «Почта» обязана обеспечить, на то она и монопольная, и тарифы ее — тарифы монополиста. Или надо ее раскулачить и дать возможность заниматься этим другим компаниям. Жалобы «Почты» на то, что она терпит убытки от своей профильной деятельности, звучат совсем странно».

Это как с пожарным из анекдота, который хвалил свою работу: зарплата приличная, паек, обмундирование, но как пожар — хоть увольняйся.