«Зеркальные меры» в ответ на изъятие у россиян в ЕС личных вещей. Комментарий Георгия Бовта
Тут все как мы любим: как человек при исполнении решит, «на глазок», так пусть и будет, единой практики при этом еще не сложилось, да и вряд ли сложится, поэтому «зеркальных мер» в буквальном смысле не получится, рассуждает политолог
Читать на полной версииГлава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас высказался за «зеркальные меры» в ответ на случаи изъятия у россиян в ЕС личных вещей и автомобилей.
Недавние комментарии Еврокомиссии о порядке соблюдения антироссийских санкций в части конфискации легковых машин с российской регистрацией и личных вещей породили много шума, но не внесли ясности. Ситуация становилась день ото дня абсурднее с того момента, как еврочиновники вытащили на свет божий аж еще восьмой пакет санкций, принятый в начале октября прошлого года, и стали его толковать. Притом что до сих пор таким образом его никто даже не пытался применять к обычным гражданам. Судя по всему, это было сделано по запросу Германии, которая еще летом начала конфисковывать машины с российскими номерами, но натолкнулась на судебные иски. Сама конфискация немцами, заметим, проводилась на основании соответствующей трактовки ими понятия «ввоз» в законе о санкциях еще 2014 года. Который решили, видимо, перечитать заново.
Теперь же из разъяснений Еврокомиссии следует, что вроде как машины изымать можно, а насчет личных вещей — на усмотрение
Например, в последних разъяснениях ЕК не сказано категорически, что нельзя ввозить личные вещи и даже автотранспорт, сказано, что следует «рассматривать по отдельности каждый случай», но автотранспорту уделять особое внимание, так как тут «есть вероятность попыток обхода санкций». А вот личные вещи, которые вряд ли могут быть использованы для обхода санкций, не должны вызывать особых претензий. Нужно «действовать пропорционально и проявлять благоразумие». При этом в самом санкционном списке товаров — полторы сотни позиций. Кроме автомобилей, это вся электроника, алкоголь, табачные изделия, косметика, предметы личной гигиены, вплоть до зубной пасты, а также туалетная бумага, сумки, рюкзаки и чемоданы.
На уровне отдельных стран трактовка даже в части автомобилей разнится: однозначно конфисковать их выразили готовность разве что Германия и страны Балтии. А вот Финляндия даже пока готова пускать к себе российские машины. Касательно личных вещей тоже, скорее всего, до общеевропейского маразма на практике дело не дойдет, хотя возможны отдельные эксцессы исполнителей. Наверное, было бы разумно, прорабатывая ответные меры, по крайней мере, дождаться
Касательно людей с двойным гражданством, которых это якобы не коснется, согласиться трудно. Именно их это и коснется прежде всего в части их автомобилей, причем по обе стороны границы. На своем авто в Россию из Европы никто больше и не ездит.
«Зеркалки» не получится еще и потому, что у нас разный санкционный режим в части номенклатуры товаров, кроме того, у ЕС нет понятия «параллельного импорта», который с российской стороны есть просто узаконенный обход санкций. Наконец, было бы неразумно не поощрять разность позиций отдельных европейских стран в части применения или неприменения объявленных одиозных мер и подходить ко всем с одной меркой.
И последнее: недавно Россия ввела новый порядок относительно облегченного получения электронных виз, который распространяется и на страны ЕС. По нынешним временам прорывное решение в части намерения оставаться открытыми миру. Издевательства на таможне с изъятием косметики, сумок, ноутбуков и мобильников такой логике явно противоречили бы.
Даже известный теперь своей «ястребиной позицией» зампред Совбеза Дмитрий Медведев высказался против введения тут ответных мер, поскольку те иностранцы, кто приезжают в Россию, «обычно любят и ценят Россию». Нельзя не согласиться. Правда, и ЕК могла бы учесть, что те россияне, что даже сейчас прорываются в Европу, тоже ее любят, но теперь там не принято делить русских на хороших и плохих, проще замазать всех «коллективной ответственностью».
Надежду на то, что Россия не будет вводить зеркальные меры в отношении граждан ЕС, высказал и