АКИТ: маркетплейсы отказываются платить инфраструктурный сбор в пользу «Почты России»
Информация о принятии инициативы «рядом крупнейших компаний», ранее объявленная главой «Почты России», по его словам, не соответствует действительности и вводит в заблуждение и общественность, и власти
Читать на полной версииОбновлено 14 сентября в 11:00
Маркетплейсы против инициативы по введению инфраструктурного платежа в 0,5% оборота в пользу «Почты России». Такое заявление сделал президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов.
Информация о принятии инициативы «рядом крупнейших компаний», по его словам, не соответствует действительности и вводит в заблуждение и общественность, и руководителей профильных министерств. Все маркетплейсы категорически против сбора в пользу «Почты России».
Гендиректор «Почты» Михаил Волков ранее объяснял идею ввести инфраструктурный платеж тем, что только почта берется доставлять туда, куда больше доставлять некому. В Минцифры инициативу поддержали, хотя назвали эту меру непопулярной, а реакцию маркетплейсов — предсказуемой. Но другого способа поддержать «Почту» сейчас нет, сказал глава министерства Максут Шадаев.
Такая практика поддержки госкомпании — порочна, считает президент АКИТ Артем Соколов:
Артем Соколов президент АКИТ «Ни одна компания не готова с пониманием относиться к введению оборотного платежа. Категорически против компании, не только крупный бизнес — от миллиарда рублей, но и весь малый бизнес, у которых из-за этого увеличится комиссия на площадках. Мы не подтверждаем, что законопроект проходит какое-либо обсуждение с бизнесом, это обсуждение не ведется. Оно идет в закрытом режиме, бизнес не привлекают к его обсуждению. В качестве аргументов, по которым делается вывод, что нужно вводить такой платеж, описывается положение, которое выглядит совершенно не так. У нас равная доступность товаров в электронной коммерции уже обеспечена на территории всей страны, у нас практически все интернет-магазины подключают доставку через «Почту России». Просто клиент сам выбирает, каким образом ему получить заказ. Его невозможно заставить получить только через «Почту». Я считаю, что госкомпании не должны финансироваться по предложенному принципу, этот подход неприемлем ни для одной из отраслей, не должен частный бизнес скидываться на финансирование государственных компаний. Представляете, что это будет, сегодня одна государственная компания таким образом будет профинансирована, завтра другая придет, и ее убытки придется закрывать из какой-то другой отрасли. У «Почты России» есть ряд очень сильных компетенций, связанных с доставкой в первую очередь, эти компетенции нужно развивать, нужно развивать партнерство с рынком. Любой оборотный налог такого плана коснется и потребителей, и предпринимателей, которые работают с этими площадками, для потребителя это выразится в росте цен».
По словам Соколова, сам по себе процент с оборота для многих компаний сопоставим с чистой прибылью, а для некоторых может стать увеличением собственных убытков.
Ранее в Минцифры инициативу «Почты России» поддержали, хотя и назвали эту меру непопулярной, а реакцию маркетплейсов предсказуемой. Но, по мнению главы министерства Максута Шадаева, другого способа поддержать «Почту» сейчас нет.
Решение крайне спорное, говорит директор московского офиса CPO Group, эксперт по вопросам правовой защиты бизнеса «Опоры России» Лариса Науменко:
Лариса Науменко директор московского офиса CPO Group, эксперт по вопросам правовой защиты бизнеса «Опоры России» «Оборотный налог предполагает плату со всех операций, как минимум это спорное решение. Если введут такой налог, и он коснется таких площадок, то в конечном итоге это все отразится на потребителях, либо маркетплейсам придется затягивать пояса и где-то частично себе в убыток работать. Вряд ли это будет полноценным налогом, потому что мы понимаем, что для введения даже пусть отраслевого налога нужны изменения в Налоговый кодекс. Любые поправки в части налогового законодательства вступают в силу только со следующего года, возможно, будут искать иные пути взимания этой платы. На сегодня эта мера не обсуждается с бизнесом, и это самое печальное. Предыдущий опыт показал, что государство и бизнес могут продуктивно взаимодействовать и найти компромисс, который будет интересен и бизнесу, и государству. Почему здесь не использована эта практика, вызывает большое недоумение. Что касается «Почты России», желание понятно — покрыть издержки, в том числе на очень отдаленные отделения, скорее всего, они действительно глубоко убыточны, но это спорный вопрос о том, что государственная компания будет черпать государственные расходы за счет бизнеса».
По итогам 2022 года убыток «Почты России» превысил 27 млрд рублей, то есть почти та сумма, которую «Почта» хотела бы получить с маркетплейсов.
В этом году «Почта России» получила около 5 млрд рублей от государства на модернизацию примерно тысячи отделений в селах.