Бывшая заместитель министра культуры Ольга Ярилова изменила позицию по делу о злоупотреблении полномочиями с причинением тяжких последствий. Первоначально частично признавшая вину экс-чиновница теперь ее полностью отрицает. По версии следствия, она причинила государству ущерб на сумму более 125 млн рублей тем, что отказалась исключить из программы «Пушкинская карта» «Самый высокий музей мороженого в мире». Расположенное на 89-м этаже «Москвы-Сити» заведение, как выяснил Следственный комитет России (СК), вовсе не является музеем, а принадлежит частной организации, демонстрирующей мини-копию фабрики мороженого «Чистая Линия». Это привело к тому, что компании ООО «СП-Капитал» были необоснованно выплачены бюджетные средства с мая по сентябрь 2022 года, полагают в СК.

Об изменении позиции фигурантки, которая после ухода из Минкульта устроилась на должность первого проректора Института театрального искусства имени Кобзона, стало известно на заседании Басманного суда столицы по продлению Ольге Яриловой срока ареста. Слушание проходило без аншлага — поддержать обвиняемую на процесс пришли муж и дочь, а также близкая подруга.

«Связи» бывшей чиновницы

В самом начале заседания адвокат подсудимой Сергей Дякин сообщил, что 21 июля его подзащитная в ходе дополнительного допроса дала новые показания на девяти листах, однако следствие почему-то их не приобщило к ходатайству о продлении ареста. «Следствием скрываются фактические обстоятельства дела. Им до сих пор не приняты никаких процессуальные меры для проверки ее доводов», — сказал адвокат. Он опросил суд истребовать у следствия данный документ.

Однако судья Галина Графова в этом отказала, пояснив, что обвиняемая может высказать свою позицию в ходе процесса. После этого она дала слово следователю. Тот рассказал, что уголовное дело в отношении 53-летней Ольги Яриловой по части 3-й статьи 285 УК РФ («злоупотреблении полномочиями с причинением тяжких последствий; статья предусматривает до десяти лет лишения свободы») было возбуждено управлением Следственного комитета России по расследованию преступлений против государственной власти и в сфере экономики 17 апреля 2023 году. На следующий день ей предъявили обвинение. «В тот же день она признала вину частично, отказавшись при этом дать показания по существу дела. В ходе дополнительного допроса вину она не признала полностью», — заявил представитель СК. Он напомнил, что под стражу Ярилова была заключена 19 апреля, и попросил оставить ее в СИЗО еще на три месяца — до 16 декабря.

В пользу аргумента для дальнейшего нахождения обвиняемой под стражей стали не только стандартные доводы о том, что она может скрыться и воздействовать на свидетелей из числа ее бывших подчиненных для изменения показаний в ее пользу. Следователь заявил, что фигурантка «обладает обширными связями в федеральных органах исполнительной власти и в правоохранительном блоке».

Он рассказал, что причастность Яриловой к преступлению подтверждается совокупностью доказательств, среди которых показания свидетелей и результаты оперативно-разыскной деятельности ФСБ. По данным источника Business FM, разговоры чиновницы писала не только спецслужба, но и ее подчиненные, ныне ставшие свидетелями по делу. В этой связи по делу было назначено производство фонографической и лингвистической экспертиз, о завершении которых на заседании сообщил следователь. Он попросил еще три месяца, чтобы окончить расследование.

Также представитель СК упомянул, что «со стороны обвиняемой и ее адвоката имели место срывы следственных действий», и высказал опасения, что в случае избрания фигурантке более мягкой меры пресечения» та «продолжит нарушать порядок уголовного судопроизводства».

Непризнание вины

Адвокат Сергей Дякин, в свою очередь, перенес ответственность за упомянутый следователем инцидент на прежнего защитника подсудимой, с которым, по его словам, она уже расторгла соглашение.

Именно после этого Ольга Ярилова и решила пересмотреть свою позицию по делу, заявив о своей полной невиновности. По словам ее другого адвоката, Дениса Саушкина, проанализировав предъявленные ей претензии с новыми защитниками, Ярилова пришла к выводу о необоснованности выдвинутого обвинения.

По мнению нынешних адвокатов Яриловой, будучи чиновницей, она не нарушила никакие нормативные акты, когда отказала пришедшим к ней подчиненным исключить ООО «СП-Капитал» из программы «Пушкинской карты». «И хотя «Самый высокий музей мороженого в мире» формально не имел статус музея, он все же являлся организацией культуры и имел полное право участвовать в программе в соответствии с нормативными актами», — сказал Business FM Денис Саушкин. Адвокат убежден: оснований исключать фирму из программы у Яриловой не было. «Кроме того, Ярилова как замминистра культуры не имела права выкинуть музей мороженого из программы. Такое решение принимает экспертный совет, который и включил организацию в программу «Пушкинской карты», и этот совет не подчиняется Минкульту», — отметил защитник.

Его коллега Сергей Дякин добавил, что по «Пушкинской карте» можно даже посетить такое необычное место как «Музей собаки», однако по поводу него вопросов не возникло. Музей же мороженого, несмотря на стоимость входного билета в две тысячи рублей, пользовался большим спросом у молодежи. «Народ туда буквально валом валил», — сказал Денис Саушкин.

В ходе процесса в Басманном суде Сергей Дякин просил отклонить ходатайство следствия и перевести Ольгу Ярилову под домашний арест в квартире в подмосковных Химках. Аргументы следствия он назвал «абстрактными суждениями», отметив, что «свидетели уже год не находятся ни в какой зависимости от Яриловой и уже дали показания».

Довод о наличии у фигурантки связи с правоохранительными органами он назвал предположением, а ссылку на связи Яриловой с органами исполнительной власти неуместной. «Было бы странно, если бы у бывшего замминистра культуры они отсутствовали», — сказал защитник.

Он заверил, что его подзащитная, которая является кандидатом педагогических наук, не будет скрываться или мешать расследованию. Защитой было представлено множество положительных характеристик, а также благодарностей и грамот, в том числе от первых лиц государства — президента России, председателя Совета Федерации. Кроме того, Ярилова оказалась награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством». Об изменении ей меры пресечения ходатайствовала Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров.

Эмоции в зале суда

Сама Ольга Ярилова поддержала просьбу защиты о переводе ее под домашний арест и, обращаясь к суду, дважды прерывалась, чтобы сдержать слезы. Она сказала, что «с молодости работала на процветание государства», участвуя в создании множества разных проектов, известных по всей стране. Одним из них, по словам Яриловой, и стал «уникальный проект» «Пушкинская карта», «аналогов которому в стране нет».

Социально-культурный проект «Пушкинская карта» запустили в сентябре 2021 года, он предусмотрен для молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет, которые могли тратить деньги с карты годовым лимитом в пять тысяч рублей на различные культурные мероприятия. Карта появилась на сайте госуслуг в 2021 году. Оператором проекта выступил Почта-банк.

По словам обвиняемой, нормативная база «Пушкинской карты» была разработана с нуля. «Нам негде было посмотреть, не у кого ее списать. Мы в установленные сроки его запустили, и он успешно работает до сих пор. Всегда очень легко критиковать, обвинить. Но очень сложно что-то создать с нуля, с чистого листа», — сказала Ярилова. Она добавила, что никогда никому не делегировала ответственность как руководитель, а несла ответственность за принятые решения сама.

«И что сейчас? Сейчас это не имеет никакого смысла. У меня отобрали любимую работу. Это было делом моей жизни. Я практически не была на больничном, практически не ходила в отпуск, я работала в ущерб семье, о чем сейчас очень жалею. Меня держат в клетке, как какого-то преступника. Но ведь я никого не убивала и ничего не украла», — говорила Ярилова. Обвиняемая утверждала, что не имеет «ни сил, ни возможности» сбежать, и была удивлена, когда в материалах дела прочла, что якобы ездила в Кишинев и Японию. «Я там не была и не знаю, откуда взялись эти страны», — сказала подсудимая.

Она подтвердила, что изменила показания после смены адвоката. «Разве мы пытались помешать следствию? Нет, я давала полные и развернутые показания. Я рассказала все, как вижу со своей точки зрения. Я прошу суд рассмотреть возможность изменить мне эту жесточайшую меру пресечения на более мягкую», — обратилась Ярилова к суду.

Прокурор просил удовлетворить просьбу следствия, отметив, что смягчение меры пресечения фигурантке «негативно скажется на ходе и результатах расследования».

В итоге, взвесив доводы сторон, судья Галина Графова оставила Ольгу Ярилову в СИЗО еще на три месяца. Причем не до 16 декабря, как просил следователь, а до 17 декабря 2023 года. Защита намерена обжаловать принятое решение в Мосгорсуде.