Минтранс подготовил новые ограничения для электросамокатов
Владельцев могут обязать регистрировать свои СИМ в федеральном реестре, останавливаться по требованию ГИБДД, проходить медицинское освидетельствование на состояние опьянения и соблюдать регламент в случае ДТП. Штрафы для нарушителей планируется поднять
Читать на полной версииВ Минтрансе подготовили план запретов и ограничений для электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ), пишет «Коммерсантъ».
В том числе владельцев могут обязать регистрировать свои СИМ в федеральном реестре, останавливаться по требованию ГИБДД, проходить медицинское освидетельствование на состояние опьянения и соблюдать регламент в случае ДТП. Также могут быть введены правила, устанавливающие, когда можно обгонять пешеходов.
Кроме того, предлагается ввести систему идентификации владельцев или водителей СИМ, однако как конкретно она будет выглядеть, пока непонятно.
Также планируется поднять штрафы для нарушителей. Сейчас максимальные санкции для водителей СИМ составляют 1,5 тысячи рублей.
Штрафы должны быть приближены к стоимости электросамоката, считает руководитель и администратор общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль.
Константин Крохмаль руководитель и администратор общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» «Эти поправки своевременные, но они не полные. Что нужно сделать? Нужно по умолчанию отзывать аккаунт у человека, который нарушил на электросамокате, это первое. Второе, так как аккаунты и кикшериншговые электросамокаты в аренду все привязаны к системе ГЛОНАСС, то можно распознать, как и такси, и каршеринговые автомобили, как передвигается электросамокат, с какой скоростью, где он едет. И если он выезжает в зону, запретную для электросамокатов, нужно просто или глушить его, или по умолчанию выписывать штрафы, блокировать аккаунты. И обязательно электросамокаты, которые покупаются, не которые берутся в аренду, их нужно регистрировать на портале госуслуг для того, чтобы давать индивидуальный номер, привязывать их к системе распознавания, и ответственность будет сделана на человека, который регистрирует. Вводить патрулирование, вводить электрополицию, которая будет циркулировать по местам передвижения самокатов и вылавливать нарушителей, где два человека на самокате катаются и так далее. Фиксировать это все на камеры фиксации и по распознаванию лиц или по аккаунту выписывать штрафы или, то же самое, приостанавливать действие аккаунта на месяц и не давать возможность человеку брать в аренду электросамокат. Если он на своем личном электросамокате, то конфисковывать это транспортное средство. И штрафы, которые за управление в состоянии алкогольного опьянения, должны быть приравнены к стоимости электросамоката, то есть это где-то 30-50 тысяч рублей, не меньше. Тогда ситуация нормализуется».
В регулировании в первую очередь нуждаются частные электросамокаты и другие СИМ, считает организатор движения городских самокатов Let’s kick Александр Нилов.
Александр Нилов организатор движения городских самокатов Let’s kick «То, что я увидел на сайте, это, в общем, пока что общие слова, общие декларации. Не все там, конечно же, имеет отношение к безопасности, как мне кажется, потому что, возвращаясь к статистике, мы понимаем, что количество происшествий, количество травмированных людей в ДТП, которые происходят с электросамокатами, в тысячу раз меньше, чем с обычными транспортными средствами, включая автомобили. Но вот, к сожалению, у нас, в общем-то, об автомобильной безопасности никто не говорит. Получается так, что, например, Минтранс кивает на Париж, где запретили с 1 сентября шеринговые электросамокаты, но почему-то забывает, что в Париже максимальная скорость автомобилей ограничена 30 километрами в час, а не 80 километрами в час, как в Москве. Наверное, все-таки это больше влияет на безопасность. В первую очередь, конечно, власти озабочены регулированием частных электросамокатов, потому что с шеринговыми компаниями, безусловно, уже несколько лет назад нашли общий язык, они сами, в общем-то, заинтересованы в том, чтобы их сервисы были безопасными и люди ими больше пользовались. Часто говорится о том, что многие идеи, которые озвучиваются, и ограничения, и, например, в прошлом месяце оператор ГЛОНАСС предлагал на все самокаты повально устанавливать датчики ГЛОНАСС, как это делается с автомобилями. Безусловно, тут говорят о лоббизме и со стороны компаний подобных, и со стороны шеринговых сервисов. Где здесь грань, мы, в общем-то, сказать не можем, но, безусловно, по сравнению с шеринговыми самокатами, частные электросамокаты и частные средства индивидуальной мобильности сейчас находятся все-таки в серой зоне. Их сложно контролировать, сложно их стандартизировать. Безусловно, это все приведет к сокращению рынка, к сокращению количества моделей, которые будут поставляться на российский рынок».
С 1 марта уже были введены поправки в правила дорожного движения, которые регулируют права и обязанности пользователей СИМ, в том числе им запрещено двигаться со скоростью выше 25 километров в час и выезжать на автомагистрали.
Если новые меры, предлагаемые Минтрансом, введут, все ДТП с СИМ будут отражаться в отчетности Росстата. В этом случае Минздрав сможет определить характерные травмы, получаемые при авариях с электросамокатами, и разработать схемы лечения пострадавших. Кроме того, Минпросвещения могут обязать ввести обучение базовым правилам пользования электросамокатами в школьную программу.