В поутихшей было теме антироссийских санкций Запада (новых чувствительных мер нет уже, по нынешним историческим меркам, довольно давно, и они даже не обсуждаются) неожиданно возник новый яркий поворот. Российские СМИ сообщили, что Евросоюз запретил россиянам ввозить личные автомобили, ноутбуки, смартфоны, шампуни и даже туалетную бумагу. Причем по заголовкам и накалу страстей дело выглядит таким образом, будто запрет введен буквально сейчас. В подтверждение этого тезиса приводится трактовка свежего разъяснения Еврокомиссии по применению статьи 3i регламента Совета ЕС от 31 июля 2014 года № 833/2014 «Об ограничительных мерах в связи с действиями России».

Свежее разъяснение Еврокомиссии звучит так: «Неважно, используется ли транспортное средство в частных или коммерческих целях, коль скоро оно подпадает под таможенные коды, перечисленные в приложении XXI (в том числе код 8703), и происходит или вывозится из России». А само это пресловутое приложение ХХI включает в себя не только легковые автомобили, но и мобильные телефоны, ноутбуки, чемоданы, косметику, изделия из кожи и меха, полудрагоценные камни, туалетную бумагу, шампуни, зубные пасты, фотокамеры.

Что же происходит на самом деле?

Во-первых, запрет россиянам на ввоз смартфонов, ноутбуков, шампуней и туалетной бумаги по такой логике введен не сейчас, а девять лет назад. Потому что все эти ограничения прописаны в июле 2014-го и с тех пор не менялись: «Где вы были девять лет?» Есть ли хотя бы один реальный россиянин, въехавший с 2014 года хоть в какую-то страну ЕС, у которого местные таможенники изъяли на въезде заветный рулон туалетной бумаги или флакончик любимого шампуня российского производства? Отняли смартфон или ноутбук? Или, что было бы совсем уж в духе пьес театра абсурда: приезжаете вы в страну ЕС с чемоданом, а у вас на паспортном контроле изымают этот чемодан, потому что чемоданы россиянам ввозить запрещено.

Во-вторых, сам этот регламент в англоязычной версии содержит формулировку «запрещается приобретать, импортировать или передавать, прямо или косвенно, товары, которые приносят значительную выручку России» в соответствии с приложением, если они российского происхождения или экспортируются из России. То есть этот запрет касается не россиян, а самих европейцев: это им запрещено приобретать и импортировать российские товары. А вот на немецком языке в той же статье регламента используется понятие еinfuhr, которое может означать не только таможенный импорт таких товаров, но и просто их ввоз.

То есть по факту весь сыр-бор с запретом на ввоз в ЕС для россиян предметов личной гигиены, гаджетов и даже самих чемоданов разгорелся из-за многозначности конкретного слова в немецком языке. Конечно, нет дыма без огня. В конце июня российские СМИ сообщали о случаях конфискации автомобилей у приехавших в Германию россиян. Таких случаев было больше десятка. Но только в Германии и только с автомобилями, причем все их потом возвратили законным владельцам.

Между тем российские политики уже начали активно соревноваться в публичных заявлениях относительно суровости возможного ответа на новые европейские запреты. Хотя по факту конкретно этих запретов нет, а вся история не стоит выеденного яйца и стала бурей в стакане воды. Ну или во флаконе шампуня.

Как правильно было бы трактовать разъяснения Еврокомиссии по регламенту, действующему уже почти десять лет? Хотя бы так, что регламент «теоретически предусматривает возможность запрета», а не что ЕС «вдруг» запретил всем россиянам ввозить шампуни или чемоданы.

В ситуации, когда нельзя исключать полный запрет на въезд в страны ЕС самих российских граждан, а некоторые государства Евросоюза уже практически ввели такие меры, не надо выдумывать ограничения, которых по факту (напишем осторожное слово «пока») нет. Если в страну в принципе не впускают человека с паспортом вашей страны, уже неважно, может ли этот человек провозить с собой — страшно сказать — чемодан, а в нем шампунь, туалетную бумагу, зубную пасту, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.

Россиянам и так с лихвой хватает всевозможных запретов и ограничений — внешних и внутренних. Поэтому не надо подсказывать недружественным государствам, какие еще санкции ввести против наших сограждан. И точно нет смысла обсуждать и принимать ответные, «зеркальные» меры против того, чего в реальности — пока — не существует.