Airbus «Уральских авиалиний» аварийно сел на пшеничное поле в Новосибирской области
В результате незапланированной посадки у воздушного судна повреждены все стойки шасси и одно крыло. Несколько человек обратились к врачам, но серьезно никто не пострадал. Для компании «Уральские авиалинии» это не первой подобное происшествие: в августе 2019 года их самолет пришлось экстренно посадить на кукурузное поле в Подмосковье
Читать на полной версииОбновлено в 17:00
Аварийная посадка в новосибирском поле. Самолет А320 компании «Уральские авиалинии», следовавший из Сочи в Омск, из-за отказа гидравлической системы вынужденно приземлился на грунт около населенного пункта Каменка Новосибирской области, на борту находились более 165 человек, сообщает Росавиация. Два человека обратились к медикам с жалобами на ушибы, еще несколько пожаловались на повышенное давление, других пострадавших нет.
Самолет не смог совершить посадку в Омске и запросил посадку в Новосибирском аэропорту, однако долететь до него не вышло, экипаж решил, что топлива может не хватить.
— Потеря гидравлики. Сейчас зону ожидания выполним, далее я подскажу вам.
— Рейс 1383, круг: понял.
— 1383 принимаем решение — на Новосибирск.
— Рейс 1383, вас понял. На Новосибирск. Правым разворотом курс первоначально 03.
— Правым курс 03, 1383.
Это переговоры между капитаном воздушного судна и диспетчером, опубликованные в СМИ. В этот момент экипаж принял решение не садиться в Омске, а лететь на запасной аэродром в Новосибирск, который находится в шестистах километрах от Омска.
Генеральный директор авиакомпании «Уральские авиалинии» Сергей Скуратов считает, что решение было обоснованным.
«При заходе на посадку на самолете отказала зеленая гидросистема. В целом на самолете три гидросистемы. В этой ситуации командир корабля посчитал необходимым уйти на запасной аэродром в Новосибирск. Причина — в Омске полоса 2,5 тысячи километров, в Новосибирске — три километра. При отказе зеленой гидросистемы наблюдаются некоторые отклонения в работе спойлеров, это тормозные щитки на самолете, и закрылков, поэтому посадочная дистанция может увеличиваться. Для большей надежности командир принял обоснованное решение —уйти на запасной аэродром в Новосибирск. Очень сильный ветер, низкий эшелон, выпущенные створки шасси, которые невозможно было убрать, увеличили расход топлива, и командир осознал, что, возможно, топлива будет недостаточно для захода на посадку в Новосибирск. Принял решение посадить самолет на площадку, подобранную с воздуха».
Гидросистема отвечает за управление воздушным судном. В частности, с ее помощью управляются закрылки, элероны и стабилизатор. И несмотря на три дублирующие друг друга системы, выход из строя даже одной из них считается серьезной поломкой. По данным ТАСС, приземлившийся в поле Airbus A320 находился в эксплуатации с весны 2004 года. Сертификат летной годности самолета истекает в 2024 году.
На кадрах, опубликованных в сети, видно, что А320 стоит посреди пшеничного поля, у него разложены аварийные трапы, а вокруг ходят слегка растерянные люди, которые довольно живо обсуждают, где именно они сейчас оказались, и предлагают друг другу успокоительное.
Старший пилот-инструктор авиакомпании «Регион Авиа» Алексей Базеев считает, что экипаж должен в первую очередь подумать о том, хватит ли топлива для ухода на запасной аэродром.
Алексей Базеев старший пилот — инструктор авиакомпании «Регион Авиа» «Настораживают два момента. В Новосибирске полоса не намного длиннее, не знаю, сильно ли это критично, какая у них там была ситуация, но не в этом дело. Дело в том, что чтобы принимать решение об уходе на запасной, экипаж в первую очередь должен смотреть, хватит топлива или нет. А тут получается, они сначала приняли решение, а потом выяснилось, что у них топлива не хватает. Это очень странный момент. Рисковать так вот, а если топлива не хватает, а вдруг, если бы они находились над горным массивом или прочее, мало ли там, куда бы они садились тогда. Да, там степи, конечно, кругом, но все равно там неровная местность. И что они вот на это поле попали — это, так сказать, повезло сильно. Уж лучше садиться на короткую полосу в Омске, чем на поле где-то в Новосибирской области».
Капитана Сергея Белова и второго пилота Эдуарда Семенова, которые, как пишут многие СМИ, совершили настоящее чудо, удачно посадив самолет в чистом поле, отстранили от полетов на время расследования. Эксперты говорят, что это обычная практика в таких случаях.
Для компании «Уральские авиалинии» это не первое подобное происшествие. В августе 2019 года в двигатели Airbus A321 почти сразу после вылета из аэропорта «Жуковский» попали чайки. Из-за этого самолет пришлось экстренно посадить на кукурузное поле в Подмосковье. Тот А321 вернуть к полетам так и не удалось.
На этот раз авиакомпания надеется восстановить самолет и вновь ввести его в эксплуатацию, однако для этого его сначала придется переместить его из пшеничного поля в ближайший аэропорт в Новосибирске. А это почти 200 километров.
Кроме того, придется снимать крылья, которые не снимают с самолета никогда, чтобы не нарушить их прочность. Варианта эвакуации А320 из новосибирского поля всего два, говорит главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин.
К тому же эксперты говорят, что летать на упавшем и восстановленном самолете может быть небезопасно, поскольку даже если самолет кажется целым, при ударе об землю чаще всего нарушается геометрия корпуса.