В России продолжает дорожать топливо. Каковы причины и последствия?
Аи-95 — дороже 70 рублей за литр. Дизель — 68 рублей. Это максимальные значения, но минимальные глаз тоже не радуют. По словам экспертов, растущие цены осенью — привычное явление, однако на этот раз прибавилось сразу несколько факторов
Читать на полной версииЦена 92-го бензина в начале недели в Москве фиксировалась в диапазоне от 48 до 57 рублей за литр, 95-й стоил от 52,5 почти до 71 рубля. Дизель — от 58 до 68 рублей. Это данные портала benzin-price.ru. Биржевая цена 95-го бензина 11 сентября достигала почти 76,4 тысячи рублей за тонну, а по дизелю — 71 тысячи.
Когда речь идет о топливе, тонны в литры пересчитываются с определенными коэффициентами, но получается, что литр 95-го на бирже стоит 55,7 рубля, а литр дизеля — 54,6. То есть некоторые розничные сети сейчас продают топливо себе в убыток. Такое могут себе позволить прежде всего вертикально интегрированные компании, которые также занимаются добычей и переработкой, то есть им есть откуда взять деньги для того, чтобы какое-то время продержаться, не поднимая ценник на колонке прямо пропорционально биржевой цене. Вопрос, конечно, сколько держаться.
По словам экспертов, осенью цены на топливо росли всегда. И до пандемии периодическая работа с отрицательной маржой была нормой. Восстанавливались за зиму. Но сейчас на это влияют еще несколько факторов. Цены на нефть в мире выросли, рубль упал, а демпфер, которым правительство ранее балансировало экспортные объемы нефтяников, власти урезали. Продолжает зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев:
Дмитрий Гусев зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» «У нас ни в каком законе не прописано, что внутренние цены должны быть ниже, чем [какое-то значение]. Если рынок — рубль, почему кто-то должен продавать по 50 копеек? Потому что их кто-то просил? Если мы говорим о том, что наш внутренний рынок субсидированный, давайте это законодательно закрепим. Второй момент: если вы не хотите закреплять это законодательно, у нас есть действующие механизмы. Зачем Минфин срезал параметры демпфера весной и то, что вступило в силу 1 сентября? Они же прекрасно понимали, причем одновременно подняв курс. По сути дела, зная, что нефтяная отрасль зависит от экспорта в том смысле, что значительные объемы уходят на экспорт, зная о том, что внутренняя цена так или иначе сравнивается с экспортной альтернативой, они одновременно получают экспортную альтернативу и уменьшают демпфер. Ну как?»
Все это уже привело к тому, что маленьким частным АЗС уже приходится терять по 5-8 рублей с литра. И это если они вообще могут найти топливо. А найти могут не все, утверждает управляющий партнер сети АЗС GP Vympel в Саратове Екатерина Савкина:
Екатерина Савкина управляющий партнер сети АЗС GP Vympel в Саратове «На бирже, мы знаем, появились аукционы, предаукционы, при этом ставим себе задачу каждый день купить определенное количество товара, но далеко не каждый день нам это удается по тем или иным причинам. В итоге в лучшем случае то, что не смогли самостоятельно купить на бирже, докупаем у трейдеров — кому повезло, посчастливилось купить. На мелком опте в регионе цена, может быть, и формируется, но по факту отгрузок нет. Любая проблема, помноженная на время, — это кратное ухудшение ситуации. То есть это проблемы не дня, не недели, эти проблемы были в августе, они продолжаются в сентябре, масштаб растет. Как себя чувствуют предприниматели в этой ситуации? На личном примере: сегодня было порядка четырех звонков от маленьких предпринимателей с одной-двумя заправками. На вопрос, как дела, все истерично смеются».
В ЦФО уже образовался дефицит дизельного топлива. Его просто нет на многих заправках в Липецке и Туле. Похожая ситуация также в Крыму, Чувашии, Татарстане и Марий-Эл. На юге России, где сейчас дизель очень нужен сельхозпроизводителям, проблемы начались еще в августе. И лучше не становится, рассказал Business FM председатель совета Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Ростовской области Алексей Жданов:
Алексей Жданов председатель совета Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Ростовской области «Понемножку покупаем топливо по высокой цене, чтобы не остановить полевые работы. У перекупщиков покупаем. Перекупщики находят дизельное топливо, что странно, и продают нам по 108 рублей за тонну. На бензозаправках топлива мало, выдается порциями, заправить трактор нельзя, заправить комбайн нельзя. Дизельное топливо имеют единичные заправки. Если оно попадается по пути, я ехал из Краснодара вчера — 66 рублей на заправке, но оно ограничено».
Максимум, который там могут налить, по словам Алексея Жданова, — это 30 литров. Министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев уже назвал эту проблему кричащей и выразил опасение, что дефицит топлива может остановить полевые работы. В основном власти винят в сложившейся ситуации так называемых серых экспортеров, то есть тех, кто покупает бензин по цене для внутреннего рынка с учетом демпфера, а продает его на экспорт по более высокой рыночной цене. В Минэнерго настаивают на том, что с этим явлением нужно бороться. Но пока не уточняют как.