Московские таксисты рассказали Business FM, что закон о такси не работает, хотя с момента его вступления в силу прошло уже десять дней. До принятия закона о такси эксперты выражали опасения, что таксопаркам и водителям будет очень тяжело соблюдать его требования. В частности, таксист должен оформиться как самозанятый, купить ОСАГО по тарифу для перевозчиков, сдать экзамен на знание города и так далее.

Ожидалось, что очень многих водителей могут отключить от заказов за несоблюдение правил и это вызовет рост цен на такси. Цены дейтсвительно выросли: по оценкам нашей редакции, с лета в среднем поездки подорожали на треть. А вот условия труда таксистов вообще не изменились, признаются они в беседе с Business FM:

«Агрегатор не имеет права передавать следующий заказ, пока водитель не завершил текущий, так называемые заказы по цепочке с 1 сентября запрещены, это в законе прописано, а они тебя посылают куда подальше. Я открытым текстом говорю, что в законе это прописано, пункт такой-то, а вы продолжаете передавать. Они не отвечают, они сразу начинают говорить, что консультация нужна. С 1 сентября у нас запрещена передача заказов автомобилям без лицензии, за «Яндекс» получать штраф, они уже как агрегаторы отвечают. В законе есть понятие по агрегаторам, там штраф за каждый случай до 100 тысяч рублей. «Яндекс» автомобилям бизнес-парка, про который даже на Международном экономическом форуме такси гаишники сказали, что не имеют права эти машины выполнять заказы такси с 1 сентября, а должны все быть оклеены, а все бизнес-такси ездят без лицензии — так вот, «Яндекс» резко убрал им заказы за наличные, потому что на этот день происходят контрольные закупки. У нас всех теперь должно быть разрешение на работу, оно выдается по месту постоянной регистрации по привязке к налоговому органу. Никто не получил разрешение, никому не дали разрешение на работу — все работают. Ребята есть в регионах, они придумали новую систему: можно заказать такси, а можно заказать автомобиль с экипажем, который в два раза будет дешевле, как они пишут, это вообще не относится к такси. Закон, по сути, не исполняется».

***


— У меня лежат все справки, не требует их ни таксопарк, ни «Яндекс». По поводу восьмичасового рабочего дня, как было 12 часов у «Яндекса», так и есть. Экзамена на знание города, нет закона как такового. Из разговоров с коллегами из Средней Азии, люди уходят не оттого, что они не могут сделать себе лицензию, а оттого, что заработок сильно так не поднялся, поднялась цена на бензин, аренду, на все остальное, стало не очень выгодно работать в России, отсылать деньги домой, переводя их в валюту. Будет сильный отток, поэтому будет подниматься цена на поездки.

— Уже поднялась за последнюю неделю. Получается, этот закон не работает?

— Да, я с вами полностью согласен. Цена поднялась, сейчас можно поработать, не знаю, что будет дальше, в абсолютном неведении.

***


— Единственное, что на сегодня с введением нового закона о такси изменилось, сверхгениальное решение: в путевом листе возле фамилии водителя добавлять номер СНИЛС. Кому это нужно — тайна за семью печатями. А вопрос о том, что человек, который оформил самозанятость, может открыть лицензию и работать по ней, никто не знает: ни юристы, никто. В общем, какое-то время ожидания: закон есть, а что с ним делать, не знает практически никто.

— Цены на поездки сильно выросли, понятно, что они растут давно, но вследствие этого закона произошло дополнительное увеличение на такси, это так?

— Я думаю, закон ни при чем. Вчера в пять часов утра я заправляюсь на «Лукойле» — 61,6 рубля литр. Вечером проезжаю мимо АЗС — цена 69,69. То есть рост стоимости топлива запредельный. И с этой ситуацией с геолокацией, люди, которые не знают Москву, работать практически не могут, поэтому определенный дефицит на линиях, по таксопарку, в котором я работаю, действительно, на стоянке машин без водителей более чем много.

В Приморье МВД Владивостока провело рейды среди таксистов, чтобы проверить их на соблюдение закона о такси. По новым правилам службы такси должны передавать заказы только тем водителям, которые имеют разрешение на работу. Однако, как сообщили в ведомстве, за один день были пойманы три водителя-иностранца, работающих без лицензии. И двое — без документов, подтверждающих их право находиться в России. Им грозит штраф. При этом в госинспекции ничего не сказали об ответственности агрегаторов и таксопарков за то, что эти водители получили заказы.