Пашинян заявил, что готов к срочным переговорам с Азербайджаном
В субботу, 9 сентября, у армянского премьера состоялся ряд телефонных переговоров по ситуации с армяно-азербайджанским конфликтом. Ранее Пашинян обвинил Россию в бездействии в урегулировании ситуации и отказался от проведения учений ОДКБ на территории своей страны, взамен согласившись на совместные учения с военными НАТО. Какому плану следует армянский премьер-министр?
Читать на полной версииПремьер-министр Армении Никол Пашинян готов к срочным консультациям с президентом Азербайджана. Об этом глава армянского правительства заявил в телефонной беседе с президентом Франции Эммануэлем Макроном.
Также Пашинян обсудил в субботу обострение в зоне армяно-азербайджанского конфликта с госсекретарем США Энтони Блинкеном, канцлером ФРГ Олафом Шольцем и президентом Ирана Эбрахимом Раиси. Глава армянского правительства заявил о приверженности к решению всех вопросов исключительно дипломатическим путем и в «конструктивной атмосфере».
Комментирует председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов:
— Мы можем только фантазировать по поводу мотивации Пашиняна, его логики, и отвлечься от симпатий-антипатий, от эмоций наших, как мы к этому относимся. И выстраивается примерно такая картина, что Пашинян пришел к выводу, что изменение ситуации невозможно, вопрос Карабаха, по сути, уже решен, просто как он решится по форме? Существует риск более широкого конфликта, и в крайнем случае, самом неблагоприятном, — потери и какой-то части армянской территории. При этом он полагает сейчас или, может быть, изначально полагал, что Россия в данном случае не окажет необходимую помощь. И, основываясь на такой гипотезе, он действует следующим образом: он демонстративно отворачивается от России, именно демонстративно, всем показывая, что он разочарован и более не доверяет России как гаранту мира. Обращается он к Западу прежде всего. Там еще есть Иран как элемент, но понятно, что главный игрок, к которому обращается Пашинян, — это США и Европа, с тем чтобы, по крайней мере на словах, они воздействовали на Азербайджан и его как-то остановили. Я надеюсь, что он понимает, что остановить Азербайджан ни США, ни Европа, во-первых, не могут, во-вторых, особо и не будут стремиться, им это достаточно без разницы. Но таким образом, опять же, можно предположить, что он ожидает, что они выступят в качестве неких патронов в переговорах с Азербайджаном, по итогам которых будет оформлен отказ от Карабаха, а на Россию будет возложена риторически, публицистически, политически ответственность за потерю Карабаха, что Россия нас бросила, Россия нас не защитила. Вот такая схема, если она справедлива, она, по крайней мере, имеет определенную логику.
— А азербайджанская сторона готова к переговорам?
— Это я не знаю. Думаю, что азербайджанская сторона в принципе готова принять нечто вроде капитуляции, ну, такой условной, политической. Я не думаю, что азербайджанская сторона прямо нацелена на войну, потому что это все-таки риски, это издержки в том числе в отношениях с Западом. А вот продемонстрировать свою готовность для того, чтобы принудить к окончательному разговору и подписанию некоего финального соглашения, которое будет в интересах Азербайджана, вполне логично с их стороны. Я думаю, что главные адресаты, Пашинян и США, они должны дать некий политический сигнал. Наиболее унизительный для Армении исход — это то, что в итоге миротворцем выступит Турция, я не исключаю, что такое может быть. Но это совсем уж будет печально для Еревана. Ну, если нет, то какие-то, я не знаю, под эгидой чего-то, ОБСЕ или, как угодно, ООН.
Президент Ирана Эбрахим Раиси в ходе телефонного разговора с Пашиняном выступил против участия нерегиональных стран в урегулировании на Южном Кавказе, кроме формата 3+3, в котором участвуют сам Иран, Россия, Азербайджан, Армения и Турция. Об этом заявил представитель иранского президента Хамид Абуталаби.
Иранские военные в субботу прибыли в Баку для участия в заседании совместной военной комиссии. Представителей Вооруженных сил Ирана принял азербайджанский министр обороны.
О роли Ирана в карабахском урегулировании и о том, кто заинтересован в нынешней эксалации, говорит старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО Станислав Притчин:
— В нынешней эскалации в первую очередь заинтересован Пашинян, который пытается повышать ставки, но при этом в случае вооруженного столкновения у Армении шансов нет никаких, это вторая карабахская война показала. Но вот сейчас Пашинян пытается за счет повышения ставок привлечь к себе больше внимания, заручиться поддержкой. Сегодня уже говорит о том, что готов к переговорам. Опять же, переговоры предполагают, что Армения соглашается и подписывает все документы, признающие территориальную целостность Азербайджана, соглашается на открытие транспортных коридоров. В принципе все эти моменты предусмотрены в декларации трехсторонней, подписанной при посредничестве РФ в ноябре 2020 года.
— Министр обороны Азербайджана принял представителей Вооруженных сил Ирана. Что за военное сотрудничество между Баку и Тегераном?
— У Ирана всегда была особая позиция, он негласно больше поддерживал Армению, и любая напряженность, конечно же, касалась в том числе и Ирана, потому что вооруженные столкновения в рамках второй карабахской войны проходили, в том числе вдоль иранской границы, Азербайджан освобождал свои территории, которые контролировала Армения. Соответственно, для Ирана это всегда был риск дестабилизации на границе. Сейчас консультации, скорее всего, проводятся в контексте максимального информирования Ирана о том, что у Азербайджана нет никаких агрессивных планов, что есть цель восстановить территориальную целостность и максимально информировать Иран, для того чтобы снять напряженность именно в ирано-азербайджанских отношениях. То есть такая максимально открытая позиция, максимально прозрачная для того, чтобы не было никаких кривотолков, инсинуаций и попыток втянуть Иран на армянской стороне в конфликт.
Парламент непризнанного Нагорного Карабаха избрал в субботу новым президентом Самвела Шахраманяна. Евросоюз не признал легитимность выборов в Нагорном Карабахе. МИД Турции заявил, что считает выборы лидера в непризнанном Карабахе актом, нацеленным на подрыв мирных переговоров, пишут турецкие СМИ.