Обновлено 10 сентября в 13:30

Разрушительное землетрясение в Марокко произошло после 11 вечера по местному времени — это час ночи в Москве. Эпицентр находился в горах Высокого Атласа. Национальный геофизический институт Марокко оценил магнитуду 7,2, Геологическая служба США — в 6,8. Очаг располагался 77 километрах к юго-западу от бывшей столицы королевства — Марракеша, где проживают почти миллион человек.

Президент Франции Эммануэль Макрон объявил о готовности оказать Марокко помощь после землетрясения. Также о готовности оказать помощь Марокко заявили власти Индии и Евросоюза.

Как пишет Sky News, землетрясение длилось несколько минут, в этот момент жители выбегали на улицы. Есть кадры в Сети, как после очередного толчка треснула стена многоэтажки на первом этаже — и дом рухнул. Многие люди погибли в труднодоступных горных районах.

По всей стране сейчас спасатели и простые граждане пытаются доставать людей, оказавшихся под завалами, больницы заполняются пострадавшими. Business FM пообщалась с гидом в Марракеше Мохамедом Саге, который пережил это землетрясение в столице Марокко:

— Землетрясение произошло в горном районе, но мы его чувствовали и в городе. Я спрашивал, и многие говорили, что никогда такого не переживали. Потом заработал интернет, и в сообщениях, которые мы получили, было написано, что нельзя возвращаться в дома. Мы были на улице до 4 утра. Мы слышали скорые помощи, которые везли пострадавших из разных районов, из окрестностей Марракеша. Много пострадавших находились в горах — там строят дома из глины. Землетрясение ощущалось во всех городах Марокко, кроме севера. Среди них есть город, в котором землетрясения происходят часто, и в этот раз там ничего не ощутили. Он находится на Средиземноморье. Землетрясения у нас бывают в одном-двух городах, но чтобы его ощутили почти во всей стране, такого у нас никогда не было.

— Предупреждали ли власти о землетрясении заранее?

— Нет, никаких предупреждений не было. Центр изучения катастроф говорит, что мы можем предугадать наводнение, ураган, но о землетрясении даже за пять минут не можем предупредить.

— Дома в Марокко строились с учетом риска землетрясения?

— Скорее всего, нет. Мне неизвестно, чтобы такое было. Я сам живу в Агадире, самое страшное землетрясение было там в 1960 году, почти треть жителей города погибли. Но город потом перенесли на несколько километров от места, где могут происходить землетрясения.

— А сейчас в Марокко туристический сезон?

— Да, туристов много, прогнозируется, что еще больше будет в октябре. Но туристы в большинстве своем живут в городах, а разрушения основные если будут, то не в тех местах, где живут туристы.

О то, что происходило в момент землетрясения, рассказывает преподаватель университета пострадавшего марокканского города Уарзазат Сейд аль-Хусейн:

Сейд аль-Хусейн преподаватель университета марокканского города Уарзазат «В районе полуночи все выбежали из домов. Люди были в ужасе от этого толчка. Сотни людей попали в больницы. Представители властей всю ночь находились на месте, чтобы помогать людям, в первую очередь пожилым и маленьким детям. Были и погибшие, и те, кому пришлось часами оставаться на улице. Были подключены вертолеты, которые доставляли помощь, чрезвычайные службы, больницы. Есть и погибшие, есть и плачущие дети, и вообще — в Уарзазате ситуация сложная. На место приехали те, кто хотел помочь потерпевшим, которые потеряли жилище или имущество. Сегодня мы подсчитывали ущерб и тех, кто потерял свою жизнь в этой жуткой драме, с которыми мы никогда не сталкивались в истории города Уарзазат».

В отдаленных горных районах ситуация усугубляется тем, что разрушены или завалены многие горные дороги, по которым раньше можно было добраться до населенных пунктов. Рассказывает марроканская журналистка, находящаяся сейчас в одном из пострадавших от землетрясения поселков Мулай-Ибрахим Ваффа Даоуи:

Ваффа Даоуи журналистка «Люди сидят на улицах, боятся, что погибнут в домах, это горный район, постройка домов не очень соответствует нормам для землетрясений. В местной больнице можно получить первую помощь. Есть много погибших, там большая мечеть, где молятся, чтобы похоронить. Люди находятся в эмоциональном состоянии, иногда они никого не хотят видеть, слушать, очень грустно, они не ожидали, такого никогда не было в этом районе. Люди не отходят далеко от своего дома, особенно в горах, они очень привязаны к своему месту жительства, что бы ни было. Помимо поселка, где я нахожусь, есть другие поселки, нам сложно туда попасть, там горы и нет дороги. Там тоже очень много пострадавших, мы видели много машин «скорой помощи», которые ехали по дороге, мы видели огромные камни, которые упали вниз, и невозможно перебраться на другую сторону. Обычно в таких ситуациях государство дает компенсации, деньги, дома, но пока еще государство занято человеческими потерями, информация по материальному пока еще не дошла».

Землетрясения в Северной Африке происходят относительно редко, и сегодняшнее — одно из самых мощных за последние десятилетия, отмечает Associated Press. В 1960 году во время землетрясения магнитудой 5,8 в районе марокканского города Агадир погибли тысячи человек.

Землетрясение в Марокко уникально тем, что выброс энергии произошел в одном месте, поэтому оно такое разрушительное, говорит ведущий научный сотрудник Института физики Земли РАН, геофизик Александр Жигалин:

Александр Жигалин ведущий научный сотрудник Института физики Земли РАН, геофизик «Марокко не считается сейсмоопасной страной, потому что там хорошее побережье, курортные места, и только на востоке Атласские горы, которые отделяют Марокко от Алжира. Атласские горы — это потенциальный район землетрясений. Я удивился, когда посмотрел, что было только два толчка и все. То есть это достаточно уникальное явление. Если сравнивать с недавним землетрясением в Турции, то там почти неделю шли маленькие землетрясения с понижением интенсивности. В Марокко на побережье, в Касабланке, Рабате тоже ощущали землетрясения, но они оказались не очень существенными, потому что они не фигурирует в сводке, а я пользуюсь данными геофизической службы Академии наук. Что касается двух марокканских толчков, то там главное — глубина не очень большая. 18 или 10 километров — по моим данным, 10, по американским данным — 18 километров. Это значит, вся энергия, которая накопилась там, она не разошлась по большому конусу, а вышла прямо под местом, и это тяжелый случай. Людей, наверное, будут доставать из-под завалов еще дня два, это срок, в который можно надеяться достать людей живыми».

Al Jazeera сообщает, что частично разрушена историческая часть Марракеша, признанная наследием ЮНЕСКО. В МВД страны заявили, что «большая часть ущерба произошла за пределами городов и поселков». В том числе пострадали деревни в Атласских горах, пишут «Ведомости».

В 60 километрах от эпицентра находится популярный горнолыжный курорт Укаймеден, но там туристический сезон начинается в декабре. С мая этого года Марокко и Россия возобновили регулярное авиасообщение между странами. Сейчас в Марокко бархатный сезон, и можно купаться. В российском МИД заявили, что среди пострадавших россиян нет.

Особого спроса на это направление у наших соотечественников нет, потому что далеко, дорого, а прямые рейсы летают нерегулярно, поясняет основатель и гендиректор туроператора «Арт-тур» Дмитрий Арутюнов:

Дмитрий Арутюнов основатель и гендиректор туроператора «Арт-тур» «В данный момент у нас там есть буквально пара туристов, которые находятся в Марокко. С ними, слава богу, все хорошо, они находятся на побережье, ничего не угрожает ни их жизни, ни отдыху. И они должны вернуться по плану в ближайшие несколько дней в Москву. Что касается вообще направления Марокко, то мне, честно говоря, очень обидно за него, потому что Марокко хоть и соединено с Россией прямыми перелетами, но в этом сезоне интереса нет. Потому что лететь далеко, билеты дорогие, рейсы летают крайне нерегулярно, поэтому меньше туристов в данной ситуации, соответственно, меньше риск для того, чтобы страдали люди. Направление красивое, очень много интересного, красивые, хорошие отели, прекрасный сервис, но, к сожалению, они пока не очень активно себя промоутируют в России. Пока речи об отказах нет, но в принципе активный сезон в Марокко как раз где-то заканчивается, по крайней мере на побережье марокканском, где-нибудь в районе октября-ноября, то есть в принципе сейчас идет дело ближе к концу сезона. Это буквально десяток человек в неделю, у нас, по крайней мере, такие объемы».

Тем временем спасательные службы в Марокко продолжают разбирать завалы. В районах, затронутых землетрясением, возникли проблемы с мобильной связью и электроэнергией. О готовности оказать помощь Марокко объявили власти Индии и Евросоюза.