У российских активов Volvo новый хозяин
Ранее на этой неделе стало известно, что табачный концерн BAT продает свой бизнес в России местным управляющим. На каких условиях сейчас уходят иностранцы и может ли это повлиять на курс рубля?
Читать на полной версииРяд дочерних структур шведского автоконцерна Volvo, включая завод по производству грузовиков в Калуге, перешел под операционный контроль бизнесмена Игоря Кима. Об истории с этой компанией не известно вообще ничего, кроме того, что шведы остаются номинальными владельцами российских активов, но как долго это продлится, непонятно.
А сделку по продаже российского бизнеса British American Tobacco планируется закрыть в октябре. Ее стоимость не называется. Но даже с учетом скидки в 50%, которую обязаны предоставить российским покупателям уходящие компании из «недружественных» стран, сумма, надо думать, получится немаленькая. Выручка российской «дочки» одного из крупнейших мировых производителей сигарет и табачных изделий в прошлом году составила почти 250 млрд рублей. Но тут возможны варианты. Пока непонятно, это реальная сделка или продажа активов за символический 1 рубль с опционом на обратный выкуп.
В августе концерн Heineken продал свои российские активы, включая семь пивоваренных заводов, за символическую сумму в 1 евро. Скорее всего, примерно так же поступят Volvo и BAT. Продолжает член совета директоров аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza Агван Микаелян:
Агван Микаелян член совета директоров аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza «На сегодняшний момент оценить реальную стоимость очень сложно. Надо провести эту стоимость через правительственную комиссию, часть процентов отдали государству. Но все равно очень сложно себе представить, что найдется покупатель на реальную стоимость. Мне кажется, что они невероятно проиграют, если это реальные сделки. Скорее всего, они будут делать обратный опцион. Если будут выходить, только уже в других условиях, когда драконовских моментов не станет, если такие времена вообще когда-нибудь настанут. Вариант, что это будет возможность возврата, мне кажется очень вероятным. И в одном случае, и в другом».
Если предположить, что сделки не символические, а обе компании действительно уходят из России, то они, конечно, захотят забрать с собой твердую валюту. То есть они купят доллары и евро на вырученные от продажи российского бизнеса рубли. Даже в таком случае на курс российской валюты это почти не повлияет. Продолжает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов:
Причины ослабления рубля, которое продолжается с мая, называли уже неоднократно, в том числе говорила об этом и глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Это перекос торгового баланса России, вызванный многими факторами. И уход иностранных компаний сейчас не самый главный из них.