Почему дипломированные специалисты идут в сервисы доставки?
В России не первый год растет число курьеров. Среди тех, кто попробовал себя в этой профессии, нередко встречаются люди с высшим образованием. На какую зарплату они могут рассчитывать и какие впечатления остаются от этой работы?
Читать на полной версииУ 40% работников доставки есть высшее или незаконченное высшее образование. 33% — представители инженерных специальностей, 17% — окончили экономические факультеты. Каждый десятый — IT-специалист, свидетельствуют данные «Яндекс.Доставки». «Ведомости» со ссылкой на HeadHunter пишут, что высшее или незаконченное высшее образование есть примерно у четверти курьеров.
Эксперты говорят, что престиж этой профессии растет: увеличиваются зарплаты, есть гибкий график, можно совмещать с другой работой. Но это не отменяет факта, что зачастую доставка — физически очень тяжелый труд, рассказывает адвокат из Москвы Алена. Она работала курьером в «Яндексе» во время ковидного карантина:
«Можно было брать любые смены, поскольку с непривычки ездить на велосипеде с весом — это безумно тяжело. У меня максимальные по продолжительности смены сначала были четыре часа, потом — шесть часов. Больше я просто физически не справлялась. За шесть часов я получала где-то 1,5 тысячи рублей, в хорошие дни — 1,8 тысячи. Мой рекорд был за семь часов 2 тысячи рублей вместе с чаевыми. У меня все-таки были чаевые как у девушки. У парней реже чаевые, насколько я знаю».
То есть при восьмичасовом рабочем дне около 50 тысяч рублей в месяц можно набрать. Это было в пандемию. В компании HeadHunter говорят, что год назад зарплаты курьеров составляли в основном от 30 тысяч до 60 тысяч рублей, а в начале осени этого года — уже от 45 тысяч до 95 тысяч рублей.
Алена подчеркивает: заработки были небольшие, но деньги не задерживали. Совмещать с другой работой она бы доставку не стала. Тем не менее многим по силам совмещение и с работой, и с учебой, показывают результаты опросов. А примерно каждый десятый рассказывает, что параллельно развивает свой бизнес — курьерит для души, как говорится.
Руководитель «Яндекс.Доставки» в России Тембот Керефов утверждает, что, к примеру, доходы автокурьеров в Москве в некоторые дни могут достигать 900 рублей в час, его слова приводят «Ведомости». По его данным, в стране уже несколько месяцев наблюдается дефицит курьеров. Сейчас он особенно ощущается в столице. За год спрос на работников доставки вырос примерно на 50%.
О своем опыте рассказывает автокурьер из Краснодара Артур. У него, кстати, высшее экономическое образование.
«Здесь сильные пробки — нормально, когда курьер круглогодично работает на мопеде. Курьер на мопеде зарабатывает больше, чем на машине, если технически это возможно. За последние два года я бы не сказал, что зарплата увеличилась. Два года назад, до всех известных событий, можно было даже 12 тысяч в день зарабатывать. Это не шутка, это реальные зарплаты. Не в каждой компании, естественно. Зарплата не увеличилась, но она высокая, если в среднем сравнивать и если работаешь по 12-14 часов. Я вообще не воспринимаю эту работу как работу. Я как отдых ее воспринимаю. Я сажусь в машину — учу английский, иногда даже программирование учу».
Такие цифры, несомненно, могут конкурировать с зарплатами в других профессиях. Поэтому неудивительно, когда, скажем, инженер идет не на завод, где ему будут платить тысяч 60 за высококвалифицированный труд, а в деливери-сервис, где ответственность ниже, а зарплаты такие же или выше.
Такая работа поможет и в экстренных ситуациях, когда нужно буквально заработать на еду или встать на ноги в новом городе. На нее можно выйти почти сразу после подачи заявки. Портрет среднестатистического курьера — это молодой мужчина: мигрант или студент. Но очевидно, что профессия привлекает и других людей, особенно когда это доставка документов, техники, одежды и других товаров, а не только продуктов и еды. Обычно это временная работа. Все же мало кто с гордостью говорит: «Я курьер». Эксперты отмечают, что в Москве и Санкт-Петербурге работники сервисов доставки — это в основном приезжие. В регионах же в этой сфере заняты в основном россияне.
С чем связан рост спроса на курьеров? Отвечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров:
Михаил Бурмистров гендиректор «Infoline-аналитики» «Одновременно два тренда. Первый тренд — быстрое развитие онлайн-торговли в целом. В этом году мы ожидаем рост более 40%. Второй тренд — это ускоренный рост именно сегмента экспресс-доставки. Даже само понятие оперативной доставки поменялось. Еще в конце 2022 года у большинства покупателей в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург) желаемое время доставки составляло до двух часов. Уже сейчас большинство клиентов говорят о том, что у них приоритетное время — до часа».
По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций, в доставке работают сейчас более 1 млн россиян.