Обновлено в 21:00

Доллар подбирается к отметке 98 рублей. Это происходит на фоне сообщения Минфина об увеличении в семь раз ежедневных покупок валюты и золота по бюджетному правилу, а также в ожидании заседания совета директоров ЦБ, который, по общему мнению, поднимет ключевую ставку.

С 7 сентября по 5 октября Минфин планирует потратить в общей сложности 276 млрд рублей для реализации бюджетного правила. Ежедневный объем закупок составит эквивалент 13 млрд рублей. И это довольно много. Ежедневный объем торгов долларом на Мосбирже редко превышает 100 млрд рублей. Так что планы Минфина вполне могли бы обрушить рубль. Но ничего такого, вероятно, не будет. Все опрошенные Business FM аналитики уверены, что в рамках бюджетного правила будет закупаться золото. Возможно, еще юани, но не доллары или евро. Но на настроения участников рынка сообщение Минфина могло повлиять.

О причинах ослабления рубля говорит инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов:

Сергей Суверов инвестиционный стратег УК «Арикапитал» «Это небольшое положительное сальдо вкупе с существенным оттоком капитала. Плюс достаточно энергично растет рублево-денежная масса, рост денежной массы составляет примерно 25% в год, тоже ведет к ослаблению рубля. Наконец, вопреки ожиданиям, власти пока так и не приняли каких-то жестких мер в отношении валютного контроля, это тоже стало одним из факторов продолжения ослабления рубля. Но в то же время надо заметить, что в целом волатильность на валютном рынке снизилась, то есть рубль ослабевает, но не так стремительно, как это было несколько недель назад. Но если власти так и не примут каких-то новых жестких мер в отношении валютного контроля, то курс теоретически может уйти к 100 рублям за доллар».

В последние недели СМИ обсуждают возможность возврата обязательной продажи валютной выручки — мол, экспортеры такие нехорошие, оставляют валюту на зарубежных счетах вместо того, чтобы продавать ее на внутреннем российском рынке. Недавно экс-глава банка «Открытие» Михаил Задорнов заявил, что причиной падения рубля стали зависшие в Индии рупии от продажи российской нефти на сумму порядка 30 млрд долларов. Минэнерго это уже опровергло, заявив, что экспортеры и без того продают в России чуть ли не всю валюту, которую получают. Но идея обязательной продажи валютной выручки, что называется, носится в воздухе. Решение пока не принято, и не факт вообще, что ЦБ и правительство пойдут на такие меры. Продолжает директор по работе с клиентами «БКС Мир инвестиций» Максим Шеин:

Максим Шеин директор по работе с клиентами «БКС Мир инвестиций» «Если такое решение принимать, то его нужно взвешивать, исходя из объемов покупки и продажи валюты на рынке, для того чтобы сбалансировать рынок. Если спрос и предложение будут сбалансированы — не будет перекосов — соответственно, тогда и динамика курса стабилизируется. Но тут опять-таки может банк занять и другую позицию: сейчас не вводить никаких требований для экспортеров по разным соображениям, а, условно, подождать, пока объемы спроса импортеров сократятся, и, таким образом, ситуация выравняется на рынке сама собой».

Еще один способ остановить ослабление рубля — это повышение ключевой ставки ЦБ. Раньше это работало, теперь — не очень. Но вопрос, похоже, почти решенный. О возможном повышении ставки на заседании 15 сентября заявил замглавы ЦБ Алексей Заботкин, ранее о том же говорила и сама Эльвира Набиуллина. Вопрос только, как сильно регулятор поднимет ставку, которая и так уже 12% годовых. Продолжает аналитик «Цифра брокер» Даниил Болотских:

Даниил Болотских аналитик «Цифра брокер» «Тут, чтобы прогнозировать, нужно посмотреть на данные макростатистики по индексу потребительских цен, который выйдет в эту пятницу, и, собственно, на это же число будет опираться Банк России при принятии решения. Если у нас будет зафиксирована высокая инфляция в августе, это будет говорить о том, что у нас ставка дальше продолжит расти. Насколько это будет оказывать влияние на курс валюты, ну, мы видели, что за последнее время изменение ключевой ставки довольно слабо влияет на курс национальной валюты. И уже неоднократно наши ведомства указывали, что основным все-таки драйвером для роста становится наше сальдо торгового баланса и потоки валют в целом».

При этом никто из опрошенных Business FM экономистов и аналитиков не может объяснить, в чем смысл повышения ставки ЦБ, если на курс рубля это почти никак не влияет, а годовая инфляция почти в два раза ниже текущего значения этой самой ключевой ставки. А вот то, что дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики негативно скажется на экономической активности, сомнений ни у кого почти не вызывает.