Обновлено в 20:32

Российские компании планируют все меньше закупок иностранного оборудования. За год доля предприятий, желающих приобрести зарубежные машины и станки, упала до рекордных 9%, показал опрос Института экономической политики имени Гайдара.

Бизнес постепенно переходит на отечественные аналоги, однако у него есть жалобы на отсутствие адекватной замены либо на качество оборудования. Доля заказов продукции из США и Японии снизилась на 14%, зато резко выросло число желающих закупать технику у Китая, Турции, Индии. Схожая ситуация у директора по маркетингу и стратегии «Натэк — Нефтехиммаш» Дарьи Буйловой:

Дарья Буйлова директор по маркетингу и стратегии «Натэк — Нефтехиммаш» «Ситуацию можно оценить с двух сторон. Первая — это ситуация с закупками. Конечно, часть комплектующих мы покупали в Европе, ушли сейчас тоже на азиатский рынок, часть аналогов появились в России, поэтому с этим таких больших проблем нет. Вторая — это наши конкуренты европейские, которые выходили на тендерные процедуры со своим оборудованием, особенно Италия, потому что она считается машиностроительным кластером. Здесь ситуация становится еще лучше, потому что с рынка ушли часть конкурентов. С другой стороны, если с европейцами мы могли конкурировать и по цене, и по технике, то сейчас на наш рынок выходят азиатские производители, в первую очередь Китай, по цене конкурировать тяжелее. С одной стороны, мы рады уходу европейцев с рынка, с другой появляются множество китайских машиностроителей, которые очень мешают нам на тендерах».

При этом, когда планируешь закупки, надо понимать, какое оборудование действительно российское, а какое только под него маскируется, говорят производители:

Генеральный директор инженерной компании «Уралэнерготел» Алексей Бельский:

«Наше предприятие — компания-интегратор, мы решаем потребности заказчика, подбирая системы и решения. Заказчик иногда знает, какое ему нужно оборудование, иногда ему просто нужна какая-то функция, например диспетчеризация энергообъекта, и мы просто подбираем на этапе проектирования подходящих производителей. Соответственно, мы работаем с западными и российскими производителями. Год или два назад провели аудит отечественных производителей по темам «Связь», «Автоматизация», по энергетике импортозамещение в целом давно уже было, и составили новую техническую политику компании. Да, у нас все еще можно купить Siemens, если очень надо. На объектах, которые еще доделываются, конечно, заказчики предпочитают российское оборудование. У нас такие заказчики, как «Роснефть», «Русгидро», «Русал». Основная проблема — наши производители не успевают, производственные мощности ограничены и развиваются очень медленно, и рынок открылся для нас слишком большой, появилась очередь заказов на пять-шесть месяцев точно».

Основатель мебельной фабрики «Максик» Макс Ибрагимов:

«Есть оборудование несложное, мы покупаем в основном российское, раньше все оборудование мы покупали зарубежное. Почему нам выгодно зарубежное покупать, потому что зарубежное оборудование хорошего качества, европейское, в Калининградскую область ввозится без пошлины, без НДС, если ты его не ввозишь на территорию РФ, поэтому нам было очень выгодно покупать. К тому же западное оборудование очень хорошо настроено для изготовления мебели премиум-класса, там четкость шлифовки, лакировки. Зато сейчас есть повод свое оборудование изготавливать, потому что рынок все равно есть, если будут отечественные производители производить хорошего качества оборудование, почему бы не покупать российское. В данный момент у меня не стоит задача его купить, но скоро придется новое оборудование покупать для химчистки, прачки, поэтому я сейчас буду искать, из Европы мы уже не привезем».

Гендиректор инжиниринговой компании в области переработки полимеров «Адитим» Георгий Солдатов:

«Я помню, мы общались с одним очень важным человеком, главой «Полилаба» «Сибура». Я задал ему вопрос, стоит ли покупать иностранное оборудование, пока оно еще есть, хоть и очень дорогое. И он ответил, что, пока есть возможность, надо покупать его, потому что оно технологичнее, качественнее и эффективнее. Вот, например, автомобиль «Москвич» создан на 70-80% из китайских запчастей, то же самое с оборудованием. Мы пытались купить российский станок, нам сказали, что очередь два года. При этом станок тоже не факт, что сделан из российских запчастей».

О росте качества российского оборудования говорят в ресторанном и агробизнесе, а со звукозаписывающим оборудованием по-прежнему сложности:

Основатель и президент Ассоциации шеф-поваров Chefs Team Russia Николай Сарычев:

«Во многих направлениях наши производители, конечно, подтянулись, и очень сильно в ряде различного технологичного оборудования, к примеру даже как взять в счет шкафы с сублимацией. То есть я недавно относительно познакомился, и я понимаю, что шкафы шикарные, очень классно делают продукт, то есть они сублимируют все. Все, что из еды может быть, вплоть до сырого мяса, которое потом можно замариновать в маринаде мокром и, соответственно, регидрировать из сухого мяса, которое было сублимировано, сделать, соответственно, натуральное, как будто вот он стейк. Кто бы мог подумать, но наши Кулибины, есть уже целый бренд, уже на потоке производят эти аппараты. Здесь можно только похвалиться. Но вы знаете, есть, конечно, незаменимые пока вещи. Все-таки по сей день нет ни блендеров-стаканов, ни блендеров погружных нашего хорошего, именно промышленного, то есть для ресторанов я тоже как бы не слышал. Пробелов на самом деле достаточно много».

Директор музыкального лейбла Grusha Music Емельян Коваленко:

«Исторически сложилось, что основные поставщики оборудования для мероприятий, для клубов и для заведений — это США, Италия, Франция, Британия, и Германия кое-что тоже ввозит. Сейчас, вследствие сложившейся ситуации, многие страны прекратили поставки, и мы вынуждены искать другие пути: то параллельный импорт, то прочее. Те, кто с нами остался еще работать, это Италия, ну и, соответственно, Китай, который не прекращал. Оборудования на рынке недостаточно, и даже если раньше можно было прийти и выбрать, то сейчас выбирать особо не из чего, и просто ставят перед фактом — берите это либо ничего. Какие-то вещи мы можем и здесь найти. Но если нам нужно что-то масштабное, инсталляция какого-то большого помещения, стадиона и прочего, то, конечно, параллельный импорт. Это, соответственно, увеличивает и стоимость, как в деньгах, так и в прочих ресурсах, как то время и сложность доставки.

Сооучредитель крестьянского хозяйства «Ястребовъ и братъ» в Тверской области Эдуард Ястребов:

«Допустим, доильный аппарат у нас турецкий, станкоохладитель российского производства, но с белорусской начинкой. Нержавейка — Германия, стол в сыроварне производства России. А уж какая там начинка в сыроваренном котле, ну, бог его знает, сколько там Китая или Европы, я не знаю. Насколько я понимаю, тенденция такая в связи со сложившейся ситуацией — производители, чтобы не изобретать велосипед, берут некий агрегат импортного производства, как в свое время делали китайцы, разбирают его до винтика и воссоздают нечто подобное. Но что касательно, допустим, техники, которая в полях, она у нас вся российского и белорусского производства.

Ранее Центробанк сообщал, что во втором квартале этого года объем импорта товаров увеличился на треть в годовом выражении и превысил уровень того же периода досанкционного 2021 года. Уменьшение импорта из ЕС было полностью компенсировано увеличением поставок из других стран. Поддержку импорту оказал в первую очередь механизм параллельного импорта.