Далеко ли столичным театрам до самоокупаемости?
Какова у московских театров сейчас глубина продаж и можно ли сказать, что с учетом цен они сами могут себя «прокормить», притом что с начала этого года зрители стали покупать больше билетов заранее, да и вообще театры на непроданные места не жалуются?
Читать на полной версииСредняя цена билета в новом театральном сезоне составила 2800 рублей. Это на 8% выше, чем в прошлом году, и на 42% больше по сравнению с 2019-м, свидетельствуют данные билетных витрин МТС, которые компания предоставила Business FM. Подсчитаем, сколько столичный театр может заработать за вечер.
Например, театр «Практика», относительно новый спектакль «Остановка». В зале 87 мест. Билеты от 2 тысяч до 4 тысяч. За один показ театр в случае солд-аута зарабатывает 265 тысяч рублей. Возьмем новый спектакль Богомолова «Дачники на Бали» на Бронной. Зал на этом спектакле рассчитан на 537 мест с учетом кресел на сцене. Разброс цен — от 4 тысяч до 16 тысяч за билет. Около трети мест на конкретную дату, по которой мы проводили расчеты, уже продано. Но сумма еще не проданных билетов — почти 2 миллиона рублей. И, честно говоря, оба этих спектакля достаточно простые с технической точки зрения.
Аншлаговая постановка смело может давать театру 3-4 миллиона, другой вопрос, что производство спектаклей — дело тоже недешевое, да и субсидии у всех разные, отмечает театральный обозреватель, редактор отдела культуры «МК» Марина Райкина:
Марина Райкина театральный обозреватель, редактор отдела культуры «МК» «Влиятельные театры включают административный ресурс, кто-то получает больше, а кто-то получает меньше. Связи решают все, и не всегда творческий результат отражается на этих субсидиях. Сегодня производство спектакля, возьмите среднее по Москве, 50 миллионов, 70 миллионов, 30 миллионов средненький спектакль. Вот и посчитайте, как валовый сбор одного спектакля может обеспечить существование театра».
Госсубсидии, с одной стороны, дают развитие, с другой, даже вредят: некоторые театры слишком расслабляются. Директора говорят: даже с такими ценами существовать только на заработанные самостоятельно деньги сложно. Продолжает директор театра «Мастерская Петра Фоменко» Андрей Воробьев:
Андрей Воробьев директор театра «Мастерская Петра Фоменко» «Совершенно невозможно содержать такой большой коллектив. Ну вот, в «Мастерской Фоменко» 350 человек — если нет бюджетного финансирования. Нельзя поставить сегодня Достоевского, Лескова, даже Чехова, если у тебя нет бюджетного финансрования. Можно ставить только «Почти женатых таксистов» — пошлые комедии и, может быть, детективы. Это то, на чем можно выйти на относительную самоокупаемость, и то нет никаких гарантий. На сегодняшний момент размер бюджетного финансирования — примерно 40% общего бюджета театра. Мне кажется, что политика государственная очень правильная, когда оно работает вскладчину и говорит: «Давайте мы вам дадим около половины всех тех денег, которые вам необходимы, — остальные вы зарабатывайте сами». Потому что государство предоставляет, помимо бюджетного финансирования, еще и недвижимость, оборудование».
Как говорят директора, учредитель — Депкульт — не дает никаких указаний, какие пьесы ставить. Но мы сами помним случаи, когда из репертуара резко убирали спектакли того же уехавшего из страны Дмитрия Крымова. Это происходило именно в подконтрольных Депкульту театрах.
Business FM поговорила с представителями частных театральных проектов. Например, у независимого театрального проекта «Дочери Сосо» цены на билеты — от 1,5 тысячи до 4 тысяч за билет. О том, как тратят заработанное, рассказывает продюсер и директор этого проекта Александр Андриевич:
Александр Андриевич продюсер и директор театрального проекта «Дочери Сосо»«Все наши гонорары, все наши накопления, которые дальше идут на постановку спектакля, они все зависят от зрителя. И то этого не хватает, притом что у нас нет собственного помещения — мы арендуем. У нас последнее время, наверное с Нового года, все время солд-аут. Выкуплены билеты, и на некоторые спектакли задолго до их времени показа. У независимых театров нет возможности какой-то наружной рекламы, телевизионной рекламы, радиорекламы. Это все сарафанное радио и социальные сети. Если есть какие-то премьерные спектакли, понятное дело, что нам нужно отбивать вложенные деньги, и премьерные спектакли всегда стоят чуть дороже. На старые наши спектакли мы чуть-чуть будем сейчас поднимать цену, но не критически».
По данным билетных витрин МТС, количественно продажи в этом сезоне даже на несколько процентов превышают продажи 2019-го. Продажи на сентябрьские спектакли за полтора-два месяца до мероприятия превышали аналогичные продажи 2019-го. То есть растет число людей, заранее планирующих поход в театр.