Обновлено в 15:00

В Сочи завершились переговоры президента России Владимира Путина и президента Турции Реджепа Эрдогана. Главной темой должны стать перспективы возобновления зерновой сделки.

В открытой части встречи, которая проходит в сочинском санатории «Русь», российский президент отметил, что Москва понимает интерес мира к «черноморским соглашениям» и открыта к диалогу. Эрдоган, в свою очередь, выразил надежду, что сделка в итоге будет возобновлена:

Владимир Путин: Не обойдем вниманием вопросы, связанные с украинским кризисом. Я знаю, что вы намерены поднять вопросы о зерновой сделке, мы открыты для переговоров по этому вопросу. Конечно, мы с вами многое сделали для ситуации в Сирии. Я знаю, насколько это чувствительный вопрос для Турецкой Республики.

Реджеп Эрдоган: Хочу отметить, что самый важный шаг в этом плане, можно сказать, что весь мир устремил взгляд на зерновую сделку. Что получится, какой будет результат? У всех есть ожидания, я считаю, верю, что после наших контактов и в ходе наших пресс-конференций миру мы дадим необходимый месседж, особенно малоразвитым африканским странам будет такой шаг в этом плане иметь большое значение.

Президент Путин заявил, что Москва надеется на скорое завершение переговоров по газовому хабу в Турции. Он напомнил, что товарооборот России и Турции вырос на 86% и в этом году страны движутся к цели достичь показателей в 100 млрд долларов. По словам президента, Россия планирует запустить первый блок АЭС «Аккую» в Турции в следующем году.

Эрдоган отметил, что в ближайшее время главы ЦБ России и Турции проведут встречу, чтобы принять конкретные шаги по переходу на взаиморасчеты в нацвалютах.

О том, насколько эта перспектива может быть интересна Москве, и о других ожиданиях от переговоров после открытой части встречи говорит политолог Георгий Бовт:

Георгий Бовт политолог, журналист «Главы центробанков обеих стран тоже приехали в Сочи для того, чтобы вести разговор о расчетах в нацвалютах. Это увлекательная и модная формула в последнее время, но в этих нацвалютах мы индийских рупий накопили почти на 40 млрд долларов, теперь не знаем, куда их девать. Турецкая лира не отличается особой крепостью, она [сильно] упала [к доллару] за год с небольшим. В общем, переход на такую валюту — увлекательный эксперимент, до полной неожиданности. Может, лира уже упала до предела и дальше падать не будет, но она не сильнее конвертируема, чем индийская рупия. Товарооборот с Турцией страдает той же болезнью, что и с Индией, там довольно большой профицит России. Судя по всему, основная переговорная позиция Эрдогана — это вернуться по максимуму к тому формату, который был до 17 июля. Со стороны России накануне встречи в основном звучали скептические заявления от главы МИД Сергея Лаврова, других представителей российского руководства и спикеров, которые говорили, что, мол, обещания мы слушали и раньше, надо что-то такое сделать и выполнять. Не очень обращают внимание на то, что после 17 июля ситуация изменилась, а именно резко возросла угроза для торгового судоходства не только Украины, но и России. Поэтому объективно есть заинтересованность обеих стран снять эту опасность. Каким образом это будет сделано, мы пока не знаем, и какие намерения у Москвы на сей счет, мы тоже пока не знаем».

Турецкая газета Milliyet со ссылкой на мировую прессу пишет, что миссия Эрдогана в Сочи во многом миротворческая. Так, Agence France-Presse подчеркивает, что президент Турции — единственный представитель НАТО, у которого сохранился контакт с Путиным. Несмотря на то что Анкара передала Украине командиров признанного террористическим и запрещенного в России батальона «Азов», и Москва, и Киев обратились за поддержкой к Эрдогану.