Россияне испугались сбора биометрии
СМИ сообщают об очередях в МФЦ из-за наплыва желающих отказаться от хранения данных в Единой биометрической системе. Есть ли тут риски?
Читать на полной версииТревоги россиян о сборе
Как рассказала одна из собеседниц Business FM, в центре у московского метро «Аэропорт» очередь за отказом от биометрии исчислялась десятками человек, и люди «приходили и приходили». По данным газеты «Коммерсантъ», за август в четырехмиллионном Башкортостане заявления подали 14 тысяч человек, сопоставимые цифры и в других регионах.
СМИ связывают ажиотаж с распространением в соцсетях сообщений о том, что подать заявление можно было только до 1 сентября, что не соответствует действительности, сроки не устанавливаются. Не исключено, что большие эмоции вызвали даже не фейки в анонимных каналах, а уведомления в банковских приложениях. По закону банки должны были уведомить клиентов о передаче данных в ЕБС, так что о сроках узнали даже те, кто следит за информационной гигиеной. Так что есть ли чего бояться, если собранная в одном месте всероссийская биометрия
Владимир Ульянов руководитель аналитического центра Zecurion «В принципе на текущий момент эти данные, если попадают в руки злоумышленников, то практически нет таких кейсов, таких векторов угроз, которые можно было бы реализовать и нанести какой-то прямой ущерб человеку. Но биометрические данные отличаются от других данных, которые могут утекать. К примеру, если были скомпрометированы пластиковые карты, можно карточку заблокировать, перевыпустить. То же самое касается любых других документов, которые можно аннулировать. Но биометрические данные мы не можем поменять. Это те признаки, которыми мы обладаем в силу своего появления и существования. Поэтому, если биометрические данные утекают, фактически все, мы ими уже никак не управляем. Мы не можем их отозвать. Поэтому, несмотря на то что прямо сейчас таких векторов угроз, наверное, нет, то в перспективе они могут появиться. И, наверное, риски, сомнения людей связаны прежде всего с тем, что невозможно биометрические данные аннулировать, поменять, перевыпустить, в отличие от других документов».
Чтобы оценить потенциальные риски, сперва нужно разобраться в терминах. Биометрическими данными можно назвать любые параметры, используемые для идентификации личности. В принципе пограничник в аэропорту тоже как бы считывает биометрию, глядя на фото в паспорте путешественника. В ГИС ЕБС будут храниться два конкретных типа данных — биометрическое фото и аудиозапись голоса. Данные окажутся в системе в двух случаях — если гражданин ранее проходил процедуру сдачи биометрии в банке или если он сам зарегистрирует свои данные через «Госуслуги», сделав определенного типа фотоснимок и произнеся последовательность цифр под запись. Без этого системе неоткуда будет взять данные, а гипотетическим злоумышленникам — их оттуда украсть. Продолжает эксперт по информационной безопасности, гендиректор Phishman Алексей Горелкин:
По большому счету степень риска от потенциальной кражи персональных данных человек определяет сам. Любое согласие на предоставление биометрического доступа — будь то вход в телефон по отпечатку или авторизация в банке через камеру и голос — создает некую уязвимость. С одной стороны, это может быть гораздо удобнее, чем набивать пароль или ездить в отделение. С другой — фото и запись могут украсть или подделать, а палец к экрану приложить насильно. Если же человек опасается, что Единая биометрическая система без спроса соберет его данные по открытым источникам — из соцсетей или с камер уличного наблюдения, — то,