Неожиданно суровым приговором завершился процесс для топ-менеджера автодилера «Рольф» Анатолия Кайро, обвинявшегося в причастности к выводу за рубеж 4 млрд рублей. Находившийся под запретом определенных действий предприниматель получил 8,5 года колонии, после чего его арестовали в зале суда.

На финальное заседание в Черемушкинский суд Москвы 45-летний Анатолий Кайро, работающий ныне в компании «Рольф» в должности советника по стратегическому развитию, приехал в строгом синем деловом костюме и галстуке. Расположившись за столом со своими адвокатами, он не отворачивался от камер и, как и его защитники, надеялся, что «все будет хорошо».

Поэтому срок в 8,5 года заключения со штрафом в полмиллиона рублей, оглашенный судьей Евгением Филимоновым, для него стал настоящим шоком. Суд признал его виновным в совершении валютных операций по переводу денежных средств в особо крупном размере на банковский счет нерезидента с предоставлением заведомо подложных документов (ч. 3 ст. 193.1 УК РФ). Стоя уже внутри клетки с бронированным стеклом, он не мог промолвить ни слова. И когда корреспондент Business FM спросил его, ожидал ли он такого поворота событий, лишь отрицательно мотнул головой, а на вопрос о том, будет ли подавать апелляцию, кивнул. Перед тем как его увел конвой, фигурант просил передать своим близким, что любит их, — у Кайро имеется десятилетняя дочь.

Поскольку сам бизнесмен является гражданином Украины, никого из его родных в суде не наблюдалось. Перед тем, как увезти его в СИЗО, конвой позволил осужденному частично переодеться в спортивную одежду — не исключая плохого исхода, бизнесмен собрал сумку с вещами, которую ему потом занес в зал адвокат Антон Гусев.

Топ-менеджер автодилера Рольф Анатолий Кайро (справа) вместе своим со своими адвокатами Антоном Гусевым и Анжелой Гламаздиной перед оглашением приговора в Черемушкинском суде Москвы. Фото: Мария Локотецкая / BFM.ru

«Преступная схема»

По версии следствия, в 2014 году Кайро участвовал в реализации преступной схемы, организованной председателем совета директоров группы компаний «Рольф» Сергеем Петровым. В результате на счета подконтрольной ему фирмы были перечислены денежные средства, полученные от коммерческой деятельности, в размере около 4 млрд рублей.

Для реализации преступления, гласило обвинение, соучастники изготовили подложный договор купли-продажи о приобретении «Рольфом» у «Панабел лимитед» акций ЗАО «Рольф Эстейт» по многократно завышенной стоимости — в 3 млрд 938 тысяч рублей. Деньги через подконтрольный Петрову КБ «Капитал-Москва» ушли на счет кипрской фирмы, открытый отделением Райффайзенбанка в Австрии, утверждает следствие. Впоследствии через подконтрольные Петрову иностранные организации деньги поступили основателю «Рольфа».

Петров, являющийся гражданином Австрии, был заочно арестован. В феврале 2020 года Химкинский городской суд Подмосковья по иску Генпрокуратуры к Петрову обратил в доход государства почти 20 млрд рублей. Свое требование надзорное ведомство мотивировало тем, что Петров, управляя делами «Рольфа», был еще и депутатом Госдумы и не декларировал доходы.

Помимо него, фигурантами уголовного дела стали бывший гендиректор «Рольфа» Татьяна Луковецкая (проживает в Испании) и гендиректор офшора Panabel Limited, гражданка Кипра Георгия Кафкалия. Всех троих объявили в международный розыск. Генпрокуратура сообщала, что планирует добиться экстрадиции Петрова на родину. Однако Австрия своих граждан не выдает.

Что же касается Анатолия Кайро, то 28 июня 2019 года он был помещен под домашний арест, а позже переведен под более мягкую меру пресечения — запрет определенных действий.

На момент совершения преступления Анатолий Кайро был гендиректором компании «Рольф Эстейт», акции именно этой компании и были проданы. Свою вину он отрицал, а защита просила его оправдать. По мнению его адвоката Антона Гусева, в деле нет ни состава, ни события преступления. Юрист признался: приговор суда стал для него «шоком». Своего подзащитного он считает «абсолютно невиновным человеком» вот почему.

Антон Гусев адвокат «А что он сделал такого? Подписал выписку из реестра акционеров о количестве акций? А кто-то оспаривает, что количество было другое или они принадлежали не той компании? Он подписал оферту, которая к этой сделке отношения не имеет. Что человек сделал такого, выполняя свои функции гендиректора компании «Рольф Эстейт»? Он был директором компании, которую продавали, а две другие [ее] покупали. Что он мог с этим сделать? И почему, собственно, эта сделка оспаривается? Кто-то может поверить в то, что компания ЗАО «Рольф Эстейт», которая владела недвижимостью в Москве и Московской области, всеми этими дилерскими центрами, в которых ООО «Рольф» осуществляла свою деятельность, стоила один рубль? Это почему? Потому что у нее были условные обязательства в виде залогов и поручительств? А у каких компаний их нет? И все эти компании имеют рыночную стоимость. В отличие от псевдовыводов эксперта, который говорит, что она не могла быть продана на открытом рынке. При этом сам эксперт говорит, что она имела инвестиционную стоимость».

По мнению защиты, то, что деньги от сделки на самом деле предназначались не компании-продавцу, а Сергею Петрову или еще кому-то не имеет большого значения.

«Может быть предназначались, а может, не предназначались. Откуда об этом мог знать Кайро? Как он должен был следить, куда потом пошли деньги?» — негодовал адвокат.

Сочувствие бизнесу

Гусев полагает, что привлечение к уголовной ответственности участников предпринимательской деятельности с такой мотивировкой может иметь негативные последствия для бизнеса.

«Представьте ситуацию. Какой-то бизнес покупает что-то за границей. К нему через некоторое время приходит Следственный комитет и говорит: знаете, а вы слишком дорого картошку купили, — привел пример адвокат. — Придет оценщик и скажет: нет, картошка стоила дешевле, видимо, деньги предназначались не за картошку. Вы скажете: а как же прибыль? Нет, скажут вам, на самом деле вы прибыль могли извлечь, положив деньги в банк или вложив в золото, или еще как-то. А это был вывод денег, потому что их получил какой-то депутат или чиновник, или неугодный бизнесмен. Как угодно можно ситуацию вертеть. Я сочувствую всему бизнесу, особенно бизнесу, ведущему внешнеэкономическую деятельность».

Прослушка ФСБ

Защитники утверждают, что все обвинение Анатолия Кайро было построено на прослушивании телефонных разговоров главы «Рольфа» Сергея Петрова, за которым ФСБ начала вести наблюдение уже через год после сделки в 2015 году.

«Но он ни на одной записи не обсуждал эту сделку. Наоборот, есть записи, в которых ему рассказывают, что есть вопросы по сделке, но никто из сотрудников «Рольф» не понимает, в чем могут претензии. И Петров, будучи председателем совета директоров компании, уже после увольнения из Госдумы говорит о том, что это ФСБ, видимо, не понимает, а вот Следственный комитет разберется. Но чаяния его оказались напрасными — не разобрался, — отметил Антон Гусев. — На чем постановлен приговор, нам непонятно».

«Гражданско-правовую сделку объявили преступлением»

Business FM удалось связаться с основателем «Рольфа» и бывшим председателем совета директоров компании Сергеем Петровым. Он ограничился текстовым комментарием: «Обычную гражданско-правовую сделку объявили уголовным преступлением, это ведет к дальнейшей деградации российской юстиции и бизнеса».

Итоги дела «Рольфа» оценивает адвокат коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Яков Гаджиев:

Яков Гаджиев адвокат коллегии адвокатов «Юков и партнеры» «На мой взгляд, чрезмерно суровый приговор в отношении топ-менеджера, который единственное в чем виноват, это в том, что исполнял указания руководства и занимался структурированием сделки, и, собственно, участвовал в ее воплощении. Я не согласен с тем, что именно данное уголовное дело — какой-то прецедент. Мне кажется, что это уже далеко не первый случай, когда гражданско-правовые отношения рассматриваются через призму уголовного права. Одним из ярчайших примеров назначения сурового наказания за репатриацию денежных средств на территории иностранного государства является дело ландромата, где участники получили наказание более десяти лет. Помимо прочего, их обвинили в создании организованного преступного сообщества».

Компания «Рольф» существует с 1991 года. Ее портфель включает 21 автомобильную марку и один мотоциклетный бренд. Дилерская сеть охватывает Москву и Санкт-Петербург. На момент вынесения приговора Анатолий Кайро занимал должность советника по стратегическому развитию. Гособвинение просило для него девять лет заключения.