В июле индекс PMI немного подрос и составил 52,7 пункта, подсчитали аналитики S&P Global. Показатель индекса выше 50 пунктов означает рост экономической активности. Число заказов на экспорт у бизнеса выросло до показателей марта. Отпускные цены в августе росли самыми высокими темпами за 16 месяцев, а деловая уверенность ухудшилась из-за возможного воздействия ослабшего рубля, говорится в отчете S&P Global.

Business FM опросила представителей бизнеса и узнала, как у них обстоят дела с экспортом и с заказами внутри России:

Генеральный директор холдинга «Адитим», инжиниринговой компании в области переработки полимеров, Георгий Солдатов

«У нас экспорт, наоборот, весь рухнул, потому что большие сложности с экспортом, мы много чего экспортировали в Европу, сейчас продумываем, куда еще. С другой стороны, чем больше закручивают гайки, тем сложнее приходится возить те вещи, которые мы делаем компаниям, которые исторически возили это из-за границы себе, и они потихоньку переходят на производство в России. С этой точки зрения экспорта не прибавляется, а внутри заказы растут, потому что даже все самые упорные, кто еще пытались как-то что-то еще возить, уже начали переходить на российские аналоги, общаться с российскими производителями. Мы вообще в большей степени изначально ориентировали наше производство именно на европейский рынок, потому что в России не привыкли покупать российские инженерные сложные штуки, все надо покупать иностранное, немецкое особенно. Потому что есть предположение, что мы этого делать не умеем. В итоге была удивительная история, мы производили в России, продавали в Германию, компании, которые потребляли то же самое, покупали в Германии и везли в Россию. Сейчас ситуация поменялась, Россия заменила нам Европу. К сожалению, с учетом того, что нам подняли процентные ставки банки до 16, 17, 20%, мы не можем позволить себе инвестировать. Эта проблема связана с тем, что мы не можем ни вкладываться в производство, ни обновлять основные средства. Мы не можем взять мультивалютные кредиты, очень узкое предложение по юаням».

***

Директор по маркетингу и стратегии «НАТЭК — Нефтехиммаш» Дарья Буйлова

«В этом году некоторые инвестиционные программы наших клиентов сдвигаются на следующий год, и мы теряем ряд заказов на строительство новых установок на нефтеперерабатывающих заводах. Клиенты часто принимают решения в пользу экономии и закупают оборудование у китайских производителей. Проекты есть, заявки есть, активность на рынке мы видим, но все же инвестиционные проекты сдвигаются примерно на год, и большая конкуренция с китайскими производителями. Что касается экспорта, с Белоруссией работа идет. Единственное, нет крупных строек, но все равно, НПЗ, текущие ремонты, мы получаем заявки, отрабатываем и выигрываем тендеры. Что касается других стран, хотелось бы более тесно работать с Казахстаном, но в Казахстане сейчас очень жесткая политика импортозамещения, казахстанские производители в первую очередь загружают свои мощности. Узбекистан, где огромные инвестиционные проекты, тоже сидит на Китае, закупает китайское оборудование. Что касается закупок в России, в зависимости от того, из чего сделаны комплектующие. Все привязано к курсу».

***

Генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимур Иртуганов:

«Я бы разделил тогда зависимость индекса делового роста от сбыта на внутреннем рынке и на экспорте. Да, низкий курс рубля способствует экспортоориентированным отраслям, а российская деревообрабатывающая промышленность исторически именно такая. Есть подотрасли, допустим, с небольшим процентом экспорта, это, допустим, мебельная промышленность, но мы действительно констатируем рост на внутреннем рынке. Количественный рост не только за счет подорожания мебели, которого нет. То есть уже в течение года мы видим тенденцию снижения цен. Видимо, все эти факторы и показывают такую картину. Спрос действительно вырос хорошо. Как долго он продлится, говорить, наверное, преждевременно, но на данный момент мы наблюдаем: а) увеличение определенной выручки от экспорта, с чем это связано; б) незначительное повышение спроса на внутреннем рынке на отдельные материалы и пилматы. Достаточно заметное на строительные материалы, и я сейчас говорю про ОПК. То есть имеются в виду напольные покрытия — ламинат, настенные, внутренние двери, межкомнатные и так далее. И на мебель. Мебельщики показывают минимальные наценки по всем непродовольственным товарам. Среди всех непродовольственных товаров рост цен не выше инфляции, по отдельным категориям ниже, то есть мы в минусе даже за счет удешевления продукции. По всем остальным категориям на этом же уровне примерно, а отдельные виды товаров на протяжении 14 месяцев, такие как древесные плиты и фанера, демонстрировали устойчивое снижение цен».

Как указывают в S&P Global, объем нового бизнеса поддержали значительным увеличением числа новых экспортных заказов. Темпы роста были самыми высокими с марта 2008 года, говорится в отчете. Бизнес говорит о новых клиентах из других стран и отмечает, что темпы инфляции цен на продукцию ускорились.