С чем столичные театры возвращаются после каникул?
В большинстве театров в эти дни проходят сборы труппы. Многие готовят премьеры, но не все. При этом на некоторые постановки билетов уже не осталось
Читать на полной версииМосковские театры завершили подготовку к новому сезону. Есть административные перемены: например, теперь сотрудники Минкульта не приходят на сборы трупп. Сами художественные руководители заранее идут на прием в министерство и презентуют программу на год. Похоже на питчинги в кино. По крайней мере, по данным моих источников, так происходит в театрах федерального подчинения. Их немало: Большой, Малый, Вахтанговский, «Сатирикон», Театр Наций, МХТ имени Чехова, МХАТ имени Горького, Студия театрального искусства, РАМТ. Остальные подчиняются городскому депкульту.
Многообещающих премьер, на которые не достать билетов, в сентябре не очень много. Одна из них — в Театре Наций, «Последнее лето» Данила Чащина, в ролях — Вениамин Смехов, Юлия Пересильд, Иван Добронравов. Давно нет билетов на спектакль «Хиросима» от театрального проекта Жени Беркович «Дочери Сосо». Ставила не Женя — она в СИЗО с начала мая.
С остальными премьерами по билетам куда проще. «Современник» готовит постановку по «Чагину» — последнему роману Евгения Водолазкина. В «Практике» — новый спектакль «Кровоизлияние в МОСХ» по пьесе популярного драматурга Алексея Житковского. У Богомолова на Бронной — полномасштабная премьера «Дачников на Бали» о несчастных российских релокантах. Худрук Театра Сатиры Сергей Газаров в конце месяца выпустит «Ивана Васильевича». 90 лет назад Булгаков написал эту пьесу именно для этого театра.
А
Евгений Писарев худрук Театра имени Пушкина «С одной стороны, много комедий в этом сезоне, и, знаете, это, мне кажется, потребность такая есть и у зрителей, и у артистов. Надо в какие-то непростые времена поднимать дух людей. В том числе задача театра — тоже дарить какие-то счастливые радостные миры. Поэтому и «Космос» — это комедия современная, и «Человек и джентльмен» Эдуардо Де Филиппо — это вообще эксцентрическая комедия. И наша первая премьера «Последний аттракцион» — это лирическая комедия. Она такая, камерная, скажем так. Но все равно это спектакли позитивные, которые все-таки чувства добрые в людях пробуждают».
Худрук Студии театрального искусства Сергей Женовач впервые в истории СТИ решил привлечь непосредственно к постановке спектаклей выпускников своей режиссерской мастерской в ГИТИСе. Сам художественный руководитель в этом сезоне ставить не планирует — будет готовиться к следующему, который будет для СТИ юбилейным, двадцатым. Продолжает Сергей Женовач:
Сергей Женовач худрук Студии театрального искусства «Здесь уже собрались пять поколений выпускников мастерской. Ребята работают в разных театрах — удачно, успешно. Но наступает момент, мне кажется, очень для нас важный, когда эти ребята снова придут в наши пенаты. Начнет этот «сезон учеников» выпускник первой нашей мастерской — Уланбек Баялиев. Замечательный режиссер, который очень много работает. Он будет делать спектакль по пьесе Бертольда Брехта «Швейк во Второй мировой войне». Этот спектакль, надеемся, выйдет в декабре. И надеемся, что Сережа Тонышев на малой сцене выпустит спектакль по киносценарию Шпаликова «Долгая счастливая жизнь». Это последний фильм Шпаликова как сценариста и первый и последний — как режиссера. Мне кажется, что там есть огромный заряд сценичности, театральности».
Пока не объявили о своих планах на год МХТ имени Чехова, театр имени Вахтангова, Театр Наций. Но худрук последнего, Евгений Миронов, в июне говорил мне, что у него есть договоренности с китайскими режиссерами и что шли переговоры с режиссерами из Сербии, Японии и даже Южной Африки.