«Мир» весной введет отложенную оплату заказов на маркетплейсах и каршеринга
В настоящее время такой механизм действует при оплате общественного транспорта: сначала списывается рубль, а потом — остальная сумма. Окончательный список товаров и услуг для отложенной оплаты подготовят к запуску
Читать на полной версииПлатежная система «Мир» с весны 2024 года расширит возможность отложенной оплаты заказов на маркетплейсах, такси, каршеринга и проката самокатов. Об этом пишет РБК со ссылкой на документ для банков и представителя оператора систем — НСПК. Сейчас такая система действует только в общественном транспорте, когда сначала списывается 1 рубльа а потом остальная сумма.
Окончательный список товаров и услуг подготовят к запуску. Для некоторых категорий использовать отложенное списание будет нельзя, даже если держатель карты сохранил ее реквизиты.
В НСПК пояснили, что отложенная оплата позволит улучшить скорость и качество обслуживания в тех случаях, когда выполнить операцию нельзя из-за отсутствия связи или процесс занимает много времени. Но принуждать компании к этому не будут. Комментирует генеральный директор процессинговой компании Uniteller Алексей Богаткин:
Алексей Богаткин генеральный директор процессинговой компании Uniteller «Основная причина, в связи с которой это вводилось для общественного транспорта, это маленькие транзакции, которые люди совершают в течение определенного периода времени, например дня. Для торгово-сервисных предприятий такие маленькие транзакции тарифицировались платежными системами не по оптимальному тарифу, получалась очень высокая комиссия на один платеж. Чтобы более гибко тарифицировать и собирать пакеты транзакций одного человека в городской инфраструктуре в течение одного дня, для платежных систем разработали такой механизм. Дальше он уже начал развиваться. Нельзя сказать, что для людей он неудобен, может возникать вопрос доверия, когда не происходит этого онлайнового списания, для людей это практически безразлично, это в большей степени сделано не для плательщиков, а для торгово-сервисных предприятий — каршерингов, такси. Банкам выгодно, потому что сейчас тарифы на каждую транзакцию, каждое маленькое списание, достаточно высокие, в процентном выражении на маленькую транзакцию — 50-100 рублей. Это существенные издержки банков-эквайеров, а как следствие, и у торгово-сервисных предприятий, тех, в пользу кого принимаются банковские карты. В результате это будет более выгодно для этой отрасли, для плательщиков как следствие».
Есть риск того, что новый механизм приведет к закредитованности населения, считает главный редактор интернет-издания FinNews.ru Владимир Шевченко:
Владимир Шевченко главный редактор интернет-издания FinNews.ru «Это получается, по сути, потребительский кредит. Карта «Мир» превращается в кредитную карту «Мир» независимо от того, какой банк ее выпустил. Карта «Мир» у человека, кто принципиально не пользуется кредитной картой, потому что боится влезть в кредиты, превращается в кредитную, и он потихоньку все-таки влезает в это кредитование. Это палка о двух концах, с одной стороны, хорошо, когда вы четко контролируете свои расходы и понимаете, за счет чего будете погашать взятые кредиты. С другой стороны, у людей, у которых хуже развита финансовая грамотность, появляется еще один способ залезть в кредитное рабство. Для банков это хорошо, они могут расширить свою целевую аудиторию за счет людей, которые раньше не кредитовались по каким-то причинам, и получать доход за счет процентов по этим кредитам. Возможные убытки они будут компенсировать процентной ставкой, убытки — за счет неплательщиков. Для НСПК тоже хорошо — новый сервис, добавленная стоимость».
Также, по мнению некоторых экспертов, отложенная оплата потенциально несет риски того, что клиент может столкнуться с незаконным списанием денег, а банк или продавец — с отсутствием денег на карте покупателя к моменту платежа. В то же время в случае неудачного списания продавец может перестать обслуживать клиента, и для дальнейшего использования популярных сервисов покупатели предпочтут заплатить.