Китай явит миру новое лицо на ЭКСПО
В Шанхае официально открыта ЭКСПО-2010. Рекордная по размаху выставка призвана продемонстрировать мощь Китая. BFM.ru выяснил, как горожан накануне важного для КНР экономического и имиджевого события отучали плевать, мусорить и гулять в пижамах
Читать на полной версииПредседатель КНР Ху Цзиньтао объявил об открытии Всемирной универсальной выставки ЭКСПО-2010 в Шанхае. Впервые в истории ЭКСПО проходит в развивающейся стране. Шанхайская выставка станет рекордной по затратам на нее (по разным данным, от 4,2 млрд до 95 млрд долларов), количеству посетителей (до 100 млн человек) и продолжительности (6 месяцев). На церемонию открытия выставки в Шанхай прилетели, среди прочих, президент Франции Николя Саркози и глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. Россию представляет министр промышленности и торговли Виктор Христенко.
После Олимпиады в Пекине выставка в Шанхае для Китая — еще одна возможность продемонстрировать миру свою возрастающую политическую и экономическую мощь, а также тот факт, что страна вышла из финансового кризиса без серьезных последствий. Вень Цзябао, премьер-министр КНР, назвал проведение выставки в Шанхае «исполнением вековой мечты» китайцев, отражением чего станет павильон самого Китая. Он будет выше (69 метров) и больше, чем у других стран-участниц (160 тысяч квадратных метров). Для сравнения: площадь российского павильона составляет 6 тысяч метров. Китайский павильон КНР выполнен в стиле, который в оргкомитете назвали «Короной Востока». Его девизом станет «Мудрость Китая в градостроительстве». Тема же всей выставки, в которой будет сделан упор на экологические составляющие развития городов, — «Лучше город, лучше жизнь».
В ней принимают участие более 200 стран и международных организаций. Лишь 49 участниц самостоятельно построили к ЭКСПО национальные павильоны, в их числе и Россия. На строительства российского павильона выделено в общей сложности 1 млрд 100 млн рублей, рассказывал в феврале BFM.ru замглавы Минпромторга Станислав Наумов.
Аренда обошлась бы более чем в пять раз дешевле, в 200 млн, и первоначально организаторы склонялись именно к этому варианту, но потом передумали. Китайцы, для которых с точки зрения международного позиционирования ЭКСПО-2010 является фактически продолжением Олимпиады в Пекине, внимательно смотрят на то, как страны определяют формат своего участия в выставке.
Чем выше будет статус нашего представительства в Шанхае, тем надежнее основа для сотрудничества между Россией и Китаем в ближайшее десятилетие, сказал замминистра. В случае аренды павильона Россия оказалась бы «в разряде развивающихся стран третьего мира, поэтому платить даже небольшие деньги за такое позиционирование, наверно, было бы большой ошибкой».
Над имиджем Шанхая в глазах остального мира в преддверие ЭКСПО-2010 усердно поработали и городские власти. Члены российского клуба в Шанхае рассказали BFM.ru о том, как горожан учат вести себя в соответвии с западными традициями, а также о том, что из этого вышло, и кто пострадал в результате подготовки к выставке.
«В плане инфраструктуры город в последние годы приобрел столько же, сколько, например, Москва в 30-е годы», — констатирует управляющий Русского Клуба в Шанхае Альберт Крисской.
Чаще всего в преддверии открытия ЭКСПО-2010, жители упоминают о строительстве метро: в городе появилось сразу несколько новых веток. «Новые линии проходят через важные точки и связывают разные части города, в том числе, окраины», — рассказывает Наталья Балабанова, владелица интернет-портала по обучению в Китае portalchina.ru. На метро можно добраться даже до аэропортов. Дорога из центра до места проведения ЭКСПО занимает 30-40 минут. А на территории выставки метро бесплатное.
Для тех, кто не любит пользоваться «подземкой», Шанхай предлагает услуги такси. Автопарки к выставке обновили на 40%. Некоторые таксисты даже немного говорят по-английски.
Особенно шанхайцев удивляет то, что водители перестали бесконечно сигналить друг другу. «Теперь водители такси остервенело моргают фарами или шепотом ругаются про себя, но не сигналят, — заметила Балабанова. — Мне кажется, водителей всех собрали пару месяцев назад на общее собрание и провели «культпросвет», как себя надо на дороге вести».
Чтобы облегчить жизнь автомобилистам, в центральной части города, под набережной «прокопали» новый тоннель. Для удобства пассажиров, прибывающих в город воздушным транспортом, в международном аэропорту был построен новый терминал, в 4 раза больше прежнего.
Город очень изменился внешне. «Огромная работа была проведена для того, чтобы у города было «более чистое лицо». И фасады зданий были покрашены, и стройки приведены в порядок, чтобы на время ЭКСПО их было поменьше. Шанхай постоянно строится, он обрастает небоскребами. Надеемся, что в эти шесть месяцев стройки чуть приутихнут, это уже будет хорошим отдыхом», — отмечает Крисской.
Немалое внимание уделяется безопасности: на входе в метро у пассажиров с помощью рентгена досматривают сумки, над городом стали дежурить полицейские вертолёты.
Городские власти усиленно работают с населением.
По всему городу развешаны агитационные плакаты, наглядно поясняющие, как должны вести себя местные жители такого цивилизованного города, как Шанхай: не плевать, не мусорить, не вывешивать мокрые швабры на балконах и не разгуливать по городу в пижамах.
«В пижамах по улицам стали значительно меньше гулять, подтверждаю, — радуется Наталья Балабанова. — Даже обидно, раньше такие кадры можно было сделать, а теперь скучно!»
Та же история с Chinglish – в городе исчезло множество табличек с курьезными англо-китайскими переводами. Вместо смешных табличек теперь агитплакаты. А в метро на экранах напоминают о необходимости соблюдать в городе чистоту.
В день открытия ЭКСПО-2010 в Шанхае объявили выходной. «Мой офис находится в самом центре города, на основных транспортных развязках нет пробок, очень хорошее движение. Людей немного на улицах, все с семьями отдыхают», — рассказывает Альберт Крисской.
Кроме того, многие горожане получили бесплатные билеты на выставку и 200 юаней, около 30$, на транспортные расходы. Кстати, по словам Крисского, вопреки ожиданиям, особого роста цен не чувствуется. За исключением разве что стоимости такси.
Однако на этом празднике жизни место досталось далеко не всем. «Людям с небольшим достатком сейчас несладко: большое количество людей из бедных районов выселили за город, их жилища снесли. Тех, кто работал рикшами и готовил на улице еду, разогнали, а взамен ничего не предложили», — рассказывает студентка одного из шанхайских вузов Дарья Кондратьева. Но серьёзных акций протеста, по ее прогнозу, не будет.
«Конечно же, кто-то пострадал от того, что их дома сносили, чтобы построить новые. Но в целом ЭКСПО-2010 — хорошая компенсация Шанхаю за снос. Я думаю, что недовольство тех, кто как-то был затронут, вряд ли очень глубокое и, конечно, в протесты не выльется», — говорит Крисской.