Хотя заголовки о том, что французские власти заплатят фермерам за уничтожение вина и вырубку виноградников ради спасения отрасли, могут показаться сатирой, это не так. 200 млн евро действительно выделены Парижем на выкуп у виноделов излишков готового продукта, спирт из которых отправят на производство парфюма, санитайзера и чистящих средств, и в качестве подъемных для тех фермеров, кто решит завязать с виноградом и засадить землю другими культурами, например оливками.

Как пишет Financial Times, за десять лет потребление красного вина во Франции сократилось на 32%, а французская молодежь все чаще предпочитает либо крепкие напитки, либо крафтовое пиво, либо вовсе не пьет спиртное. Об алкогольной революции говорит гид по Парижу Дмитрий Мисуркин:

Дмитрий Мисуркин гид по Парижу «Все правильно написали — молодежь теперь такая. Вино стали пить меньше. Вино пьют те, кому за 35. А вот те, которым 20, они практически не пьют. Разрыв поколений. Последние лет 20 шел следующий процесс: производители вина ориентировались на более высокую гамму, то есть выше среднего. А простые вина ушли. Для производителя выгоднее продавать свое вино дороже. Рассказать какую-нибудь правильную историю и так далее, соблюсти все нормы и продать дороже. У молодежи денег нет. Связано это с тем, что происходит перераспределение общественного продукта. Во Франции активно происходит вымывание среднего класса. Ну и, соответственно, у молодежи средства иные, чем были, допустим, в те же 80-90-е годы. Так что алкоголь — это некий слепок, социальная фотография тех глубинных процессов, которые происходят в стране».

Схожая ситуация — и в других европейских странах. По данным Еврокомиссии, год к году потребление вина упало на 7% в Италии, на 10% в Испании, на 22% в Германии и более чем на треть в Португалии. Как указывает BBC (сайт заблокирован в РФ), на спросе сказался рост стоимости жизни, вынуждающий потребителя экономить в том числе на алкогольных напитках. При этом основная часть выделенных Парижем средств все же пойдет не на вырубку виноградников, а на временную поддержку производителей в период кризиса. Не спешит хоронить левиафана мирового виноделия исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин:

Александр Липилин исполнительный директор виноторговой компании Fort «Каждый раз, когда эти новости появляются несколько раз в год, то все всегда хватаются за голову, начинают выяснять, как же так, вырубать виноградники. Это постоянный процесс, есть сорта, которые выходят из моды, есть регионы, в которых стилистика вина такова, что оно не соответствует текущим вкусам в гастрономии, плохо сочетается с современной кухней и так далее. То есть процесс, в принципе, постоянный. Какие-то виноградники вырубают, какие-то высаживают, бывает так, что один сорт вырубают, на его месте высаживают другой, более популярный, поэтому никакой большой трагедии в этой ситуации нет. Что касается Бордо, на протяжении последних 50 лет не очень хорошая ситуация со спросом на недорогие и среднеценовые красные вина, во многом это связано с тем, что это достаточно мощные, тельные вина, а гастрономия сейчас наоборот уходит от жирных блюд, становится более здоровой. И эти вина с современными тенденциями в кухне не очень хорошо сочетаются. А если берем другие регионы, допустим, бургундские вина, на которые сейчас мода, которые вкусом очень сочетаются с современной кухней, актуальной, там наоборот проблема. Очень часто вы находите интересное вино по хорошей цене, но у винодела на ближайшие год-два уже все продано».

В предыдущий раз перепроизводство вина случилось в Европе в середине нулевых годов; тогда ситуацию назвали «винным озером». Брюссель выделил фермерам субсидии за вырубку виноградников, часть предложение приняли. Сегодня французское правительство стремится «остановить обвал цен и помочь виноделам найти новые источники дохода», чтобы «адаптироваться к требованиям завтрашнего дня».