АЗС хотят оснастить обязательными зарядками для электрокаров. Такую идею, как узнала газета «Коммерсантъ», обсуждают в правительстве.

В самой идее установки на привычных заправках отдельных зарядок для электрокаров нет ничего нового. Места уже есть, инфраструктура готова, все привыкли заправляться в определенном месте. Лучше, чем пытаться втиснуть отдельные зарядки в старую городскую застройку. Такое правило уже существовало на протяжении пяти лет начиная с 2016 года, однако на деле оно так и не заработало — не было ни нужного числа электрокаров, ни критериев, кто попадает под программу, ни особого желания у владельцев АЗС.

Сейчас, в 2023 году, желающих поставить электрозарядки на АЗС побольше. Например, гендиректор сети АЗС «Трасса» Олег Алексеенков в интервью Business FM рассказал об экономике этого дела:

Олег Алексеенков гендиректор сети АЗС «Трасса» «У нас сейчас 55 объектов. Все они будут оборудованы 4-5 электрозарядными установками мощностью 150 киловатт. Это важно, потому что мощность 150 киловатт позволяет за 20 минут зарядить электромобиль. В течение следующих трех лет мы доведем количество до 63. Вся инфраструктура существующего объекта под электрозарядку — это 100-120 млн рублей, при том что стоимость самих электрозарядных установок примерно 25 млн. Мы сейчас говорим о комплексе, мы говорим о пяти электрозарядных установках на одной АЗС, вот себестоимость этого процесса с учетом всех их подключений 100-120 млн. Сам проект, с учетом того, что уже часть средств вложена, обойдется примерно в 5-6 млрд рублей на все комплексы».

Понятно, что не все частники могут потянуть такие траты на весьма сомнительную перспективу, которая вряд ли будет рентабельная ближайшие годы. Как уточнили в Минэкономики, пока обсуждается возможность установки обязательных электрозарядок на нескольких федеральных трассах, самых, как правило, загруженных. Противники этой идеи отмечают, что электрокары — как правило, транспорт городской и ставить зарядки где-то за городом — идея сомнительная.

Обязательная установка электрозарядок может помочь развитию транспорта на батарейках, но траты для владельцев АЗС будут очень разными и в основном будут зависеть от дальности подключения к сетям, говорит управляющий партнер сети АЗС GP «Вымпел» в Саратове Екатерина Савкина. И пока особо никто не стремится эти затраты бизнесу компенсировать, отмечает она.

Екатерина Савкина управляющий партнер сети АЗС GP «Вымпел» в Саратове «На одной из наших заправок совместно с проектом «Россетей» мы поставили электрическую зарядку, в день заправляется несколько машин — пять-десять. На сегодняшний день рынок электромобилей не развит. По поводу трудоемкости и затратности электрозарядной станции, естественно, требуется увеличение потребляемой мощности, так как это дополнительное технологическое присоединение к электросетям, потому что мощность должна быть 150-200 киловатт только на электрическую зарядку. Соответственно, это определенная финансовая нагрузка на бизнес. Тут очень индивидуальная история. То есть просто поймите: вам надо положить дополнительный кабель толщиной в руку, и кому-то его тянуть до подстанции 100 метров, кому-то ближе, у кого-то это километр, у кого-то вообще нет этой подстанции, чтобы завести эту мощность, надо подстанцию построить».

Сейчас, как подсчитали в компании Green Drive, только каждая десятая заправка в России имеет свободные мощности для установки и нормальной работы электрозарядок. Это очень мало. В целом программа обязательной установки зарядок могла бы помочь выполнить амбициозную программу по развитию электромобилей в России. Сейчас для электрокаров есть бесплатные парковки, свободные проезды по платным дорогам.

В России около пяти тысяч зарядных станций и около 300 в Москве. Есть еще под сотню бесплатных зарядных станций, а в планах на этот год — еще около пятисот. Но по сравнению с США и Китаем — это пока все равно мизерное число.