«Коммерсантъ»: в правительстве предложили обязать АЗС дополнительно устанавливать зарядки для электромобилей
Это решение могло бы помочь выполнить федеральные программы по развитию такого транспорта, но владельцы АЗС восприняли идею настороженно
Читать на полной версииАЗС хотят оснастить обязательными зарядками для электрокаров. Такую идею, как узнала газета «Коммерсантъ», обсуждают в правительстве.
В самой идее установки на привычных заправках отдельных зарядок для электрокаров нет ничего нового. Места уже есть, инфраструктура готова, все привыкли заправляться в определенном месте. Лучше, чем пытаться втиснуть отдельные зарядки в старую городскую застройку. Такое правило уже существовало на протяжении пяти лет начиная с 2016 года, однако на деле оно так и не заработало — не было ни нужного числа электрокаров, ни критериев, кто попадает под программу, ни особого желания у владельцев АЗС.
Сейчас, в 2023 году, желающих поставить электрозарядки на АЗС побольше. Например, гендиректор сети АЗС «Трасса» Олег Алексеенков в интервью Business FM рассказал об экономике этого дела:
Олег Алексеенков гендиректор сети АЗС «Трасса» «У нас сейчас 55 объектов. Все они будут оборудованы 4-5 электрозарядными установками мощностью 150 киловатт. Это важно, потому что мощность 150 киловатт позволяет за 20 минут зарядить электромобиль. В течение следующих трех лет мы доведем количество до 63. Вся инфраструктура существующего объекта под электрозарядку — это 100-120 млн рублей, при том что стоимость самих электрозарядных установок примерно 25 млн. Мы сейчас говорим о комплексе, мы говорим о пяти электрозарядных установках на одной АЗС, вот себестоимость этого процесса с учетом всех их подключений — 100-120 млн. Сам проект, с учетом того, что уже часть средств вложена, обойдется примерно в 5-6 млрд рублей на все комплексы».
Понятно, что не все частники могут потянуть такие траты на весьма сомнительную перспективу, которая вряд ли будет рентабельная ближайшие годы. Как уточнили в Минэкономики, пока обсуждается возможность установки обязательных электрозарядок на нескольких федеральных трассах, самых, как правило, загруженных. Противники этой идеи отмечают, что электрокары — как правило, транспорт городской и ставить зарядки
Обязательная установка электрозарядок может помочь развитию транспорта на батарейках, но траты для владельцев АЗС будут очень разными и в основном будут зависеть от дальности подключения к сетям, говорит управляющий партнер сети АЗС GP «Вымпел» в Саратове Екатерина Савкина. И пока особо никто не стремится эти затраты бизнесу компенсировать, отмечает она.
Екатерина Савкина управляющий партнер сети АЗС GP «Вымпел» в Саратове «На одной из наших заправок совместно с проектом «Россетей» мы поставили электрическую зарядку, в день заправляется несколько машин — пять-десять. На сегодняшний день рынок электромобилей не развит. По поводу трудоемкости и затратности электрозарядной станции, естественно, требуется увеличение потребляемой мощности, так как это дополнительное технологическое присоединение к электросетям, потому что мощность должна быть 150-200 киловатт только на электрическую зарядку. Соответственно, это определенная финансовая нагрузка на бизнес. Тут очень индивидуальная история. То есть просто поймите: вам надо положить дополнительный кабель толщиной в руку, и кому-то его тянуть до подстанции 100 метров, кому-то ближе, у кого-то это километр, у кого-то вообще нет этой подстанции, чтобы завести эту мощность, надо подстанцию построить».
Сейчас, как подсчитали в компании Green Drive, только каждая десятая заправка в России имеет свободные мощности для установки и нормальной работы электрозарядок. Это очень мало. В целом программа обязательной установки зарядок могла бы помочь выполнить амбициозную программу по развитию электромобилей в России. Сейчас для электрокаров есть бесплатные парковки, свободные проезды по платным дорогам.
В России около пяти тысяч зарядных станций и около 300 в Москве. Есть еще под сотню бесплатных зарядных станций, а в планах на этот год — еще около пятисот. Но по сравнению с США и Китаем — это пока все равно мизерное число.