Сооснователь «Яндекса» Аркадий Волож попросил у властей Евросоюза снять с него санкции, сообщает газета Financial Times со ссылкой на источники. По словам собеседников газеты, ожидается, что официальные лица ЕС рассмотрят и обсудят запрос «в следующем месяце». Отмечается, что адвокаты Воложа направили запрос спустя несколько дней после того, как бизнесмен выступил против боевых действий России на Украине. Спустя полтора года бизнесмен сделал заявление для СМИ, что он «в ужасе» от происходящего.

«Было много причин, по которым мне приходилось молчать. Можно спорить о своевременности моего заявления, но не о его сути», — написал Волож 10 августа. Ранее журналисты обратили внимание на то, что на официальном сайте Воложа в его биографии не упоминается Россия, а сам он назван технологическим предпринимателем из Израиля, родившимся в Казахстане.

Насколько ожидаемо обращение Воложа к ЕС и что будет с продажей его доли в «Яндексе»? Комментирует председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко:

— Вообще, все поведение людей следует объяснять, особенно в конфликтных, сложных ситуациях, деньгами. Со сделкой пошло что-то не так, потому что там идет сейчас переименование компании и так далее. То, что Аркадий рано или поздно попросит о снятии санкций, это очевидно, в этом плане ничего неожиданного, кроме того, что все-таки хотелось верить, что с разделением активов «Яндекса» все пройдет более-менее спокойно, но, видимо, нет.

— Это как у Тинькова был путь: сначала высказывания, потом просьба снять санкции?

— Так многие поступают, кто-то очень жестко выступает, Аркадий выступил очень мягко, корректно, никого лично не задел и пытается любой ценой спасти ту часть «Яндекса», которая уехала в Израиль, образно говоря, они не только в Израиль уехали, по многим странам раскатались. Мы наблюдаем классическую историю конфликта, которая не нашла решения. Мне кажется, что каким-то образом вопрос будет решен, но мы пока не понимаем как. Судя по всему, инвесторы на той стороне и на этой, наши, хотят заплатить меньше, либо с отсрочкой, либо еще что-то, а на той стороне хотят больше. Я боюсь, что все это может остаться, помните, как царские займы во Франции, которые потом висели сколько лет, и решалась эта история чуть ли не в 90-х годах.

Евросоюз ввел санкции против Воложа в начале июня прошлого года за «продвижение государственных СМИ» и косвенное финансирование правительства России. Что касается перспектив снятия санкций, то, как сказал Financial Times близкий к бизнесмену источник, он сомневается, что просьба адвокатов будет удовлетворена. Но если Волож останется под санкциями, удастся ли ему реализовать свои планы по развитию международных проектов «Яндекса»?

Комментирует адвокат, партнер BGP Litigation Сергей Гландин:

Сергей Гландин партнер BGP Litigation, эксперт по санкционному праву «По созданию международного «Яндекса» планы у него реализуются, здесь проблем нет, если вокруг него все его контрагенты не против его санкционного статуса. У него это уже не первое обращение в административном порядке о снятии санкций. Это можно определить следующим образом: посмотреть первичное обоснование санкций от 3 июня прошлого года и то обоснование, которое есть на сегодня. И там уже понятно, что его юристы обращались за корректировкой сведений. Но по практике обычно все лица после изменения своей фактической ситуации просто пишут заявление, например: «Я ушел из «Яндекса», прошу снять с меня санкции». Ему отказали уже один раз, и почему это все было именно в начале августа, все антироссийские санкции действуют полгода и подлежат продлению каждые 15 марта и 15 сентября. То есть расчет был именно, что совет ЕС соберется, в повестке дня будет стоять продление санкций в отношении России и попутно такие второстепенные вопросы, кого еще добавить или исключить. Поэтому юристы господина Воложа, скорее всего, его торопили, что нужно срочно заявление подать, что вы теперь рожденный в Казахстане израильский предприниматель, вы с Россией и с «Яндексом» не связаны, вы теперь международный бизнесмен и на этом основании просьба снять санкции. В материале Financial Times в самом конце говорится, что издание опросило двух евробюрократов, они подтвердили: ни одна из стран — членов ЕС не ходатайствует о снятии санкций с Аркаия Юрьевича, поэтому у меня вывод такой, что, скорее всего, опять нет».

Волож от комментариев для Financial Times отказался. Семейный траст Воложа остается крупнейшим акционером «Яндекса», акции есть и у топ-менеджмента, и у рядовых инвесторов.

Что касается сделки, то среди возможных покупателей российских активов назывались имена миллиардеров Вагита Алекперова, Алексея Мордашова, Владимира Потанина. Упоминался и банк ВТБ. На Петербургском форуме его глава Андрей Костин отметил, что указ президента требует от уходящих из России инвесторов продавать активы с дисконтом в 50%. Речь идет о нидерландском юрлице «Яндекса», которое контролирует все дела компании.