Максима Виторгана во втором сезоне сериала «Контакт» заменили на дипфейк и убрали из титров
Сам актер отреагировал на произошедшее довольно эмоционально. Зачем была произведена замена актера на дипфейк, пока остается неясным, создатели сериала комментариев не дают. Между тем проблема имеет и юридическую плоскость: кто волен распоряжаться лицом актера и образом его персонажа?
Читать на полной версииВ титрах не значится. В Сети разгорелся скандал вокруг актера Максима Виторгана. Его заменили на дипфейк во втором сезоне сериала «Контакт» от сервиса Premier. Виторган возмутился в соцсетях, Premier от комментариев отказывается. Может ли искусственный интеллект довести это кинодело до суда?
Персонаж псевдо-Виторгана появляется в первом эпизоде. Когда он разговаривает, у него практически не меняется выражение лица и почти не двигаются губы. Голос не похож, лицо тоже существенно изменили, но, если знаешь, что в прошлом сезоне играл Виторган-актер, конечно, узнается. Сам он эмоционально отреагировал так: «До меня доходили слухи, что перед создателями сериала была поставлена задача вырезать меня оттуда совсем... но это оказалось проблематично. Достаточно большая и сюжетообразующая роль. Но! Мы не привыкли отступать и экономить деньги «Газпрома». Однако не все в жизни упирается в деньги. Есть еще и принципы! И, вуаля! Большая художественная и идеологическая победа!»
Ранее актер неоднократно высказывался против СВО. Дозвониться до Виторгана Business FM на момент публикации материала не удалось. Администрация сервиса Premier, который принадлежит «Газпром-медиа», ситуацию не комментирует. Технология, которую ранее в российском кино использовали только для возвращения на экраны умерших актеров, очень сложная и дорогая, рассказывает совладелец и генпродюсер компании Park Production Дмитрий Добужинский:
— Это программа делает, но еще есть ручной труд все равно для того, чтобы это было чистенько и красиво. Если есть какие-то сомнения: например, они могли поссориться, Максим отказался права передавать. Переснимать — это еще дороже, проще дипфейком это решить, либо как-то серьезно перестраховывается Premier.
— Насколько это юридически оправданно: делать такой дипфейк, когда актер, слава богу, жив-здоров?
— Это законно в случае, если это договоренность какая-то сторон. «Я не хочу участвовать больше» — «Тогда мы тебя замажем дипфейком» — «Ок, тогда выплатите мне все деньги и замажьте меня дипфейком». Поскольку у нас не было прецедента такого, я, в общем, сам слегка удивлен. Я даже посмотрел картинку... все равно, кстати, он похож, по-моему!
Одна из причин забастовки, которая сейчас идет в Голливуде, кроется как раз в том, что актерские профсоюзы пытаются зафиксировать норму: имидж принадлежит актеру и его нельзя оцифровать, создав дипфейк, и далее использовать и не выплачивать деньги. А российские юристы замечают: у фильма нет актера, есть персонаж, и права на героя принадлежат создателям фильма. Никто же из артистов не обижается, когда их гримируют. Тут тот же грим, просто цифровой. Но важен момент с титрами, в которых Виторгана не указали, отмечает юрист по интеллектуальной собственности Владимир Рыбин:
Владимир Рыбин юрист по интеллектуальной собственности «Для любого специалиста, имевшего отношение к созданию кино, его указание в титрах — это особая запись о профессиональном достижении. По этому поводу, в принципе, между сторонами, если нет особых договоренностей, возможен какой-то спор и требования со стороны актера выплатить компенсацию. Надо оговориться, что мы сейчас говорим о современной правовой системе. Если бы речь шла о фильме, например, советского времени, в котором персонаж был бы изменен, как-то убран, то здесь, возможно, была бы дана уже другая оценка в зависимости от года создания фильма и особенностей существования на него прав. В целом неуказание человека, имевшего отношение к съемкам, в титрах — это достаточно серьезная провинность. «Вы не делаете мне паблисити — хотя бы заплатите за это денег». Конечное решение о том, требовать ли эти деньги, принимает сам актер или специалист, и сначала он должен посмотреть на свой контракт. Мы привыкли к тому, что чисто интуитивно в кино должны быть титры, а в рекламе не должно быть титров. В рекламе снимаются такие же профессиональные актеры, иногда очень известные, но никаких титров с их именами нет — они подписали документ, что титры не требуются, их упоминание не требуется. Так что в первую очередь сторонам придется внимательно посмотреть на их бумаги».
Для Виторгана это не первый случай, когда его убирают из проектов. Но до этого его заменяли другими актерами. А так креативно, похоже, исключают впервые. Интересно, что будет с проектом «Игра головой», в котором артист начал сниматься прошлой осенью.