ВТБ предупредил россиян о новом методе телефонного мошенничества
На фоне повышения ключевой ставки аферисты начали представляться гражданам сотрудниками «Госуслуг», предлагая разместить накопления на вкладах с повышенной доходностью и кешбэком. При этом банки в последнее время действительно стали предлагать вклады с большей доходностью
Читать на полной версииСпециалисты банка ВТБ предупредили россиян о новом методе телефонного мошенничества. На фоне повышения ключевой ставки Центробанком аферисты начали представляться гражданам сотрудниками «Госуслуг», предлагая разместить накопления якобы на вкладах с повышенной доходностью и кешбэком.
После этого мошенники просят потенциальную жертву пройти проверку персональных данных, а затем сообщить коды из СМС-сообщений, логины или пароли от мобильного банка. Получив доступ к счету клиента, мошенники выводят деньги и перестают выходить на связь.
Комментирует директор технического департамента RTM Group, эксперт в области информационной безопасности и компьютерной криминалистики Федор Музалевский:
Федор Музалевский директор технического департамента RTM Group, эксперт в области информационной безопасности и компьютерной криминалистики «Во-первых, этот метод отъема денег связан с ростом интереса к инвестированию у граждан, который появился во время ковидных ограничений, когда люди сидели дома, изучали информацию. И там еще агрессивная реклама была от многих компаний, например от «Тинькофф», от «Сбера», и в принципе интерес к инвестициям вырос. Но при этом не вырос уровень грамотности, чем пользуются мошенники. А контакты берут из утечек. Это может быть утечка из банка, где известно, допустим, о накоплениях на счете, это самые лакомые кусочки для злоумышленников. И предлагают им инвестировать средства, причем сейчас представляются сотрудниками Центробанка, МФЦ и так далее, ранее представлялись просто брокерами и предлагали вложить деньги под приличный процент. Эффективность данной схемы для мошенников не сильно выше, чем любые другие, потому что сейчас благодаря СМИ, политике ознакомления банков клиенты все-таки более или менее подготовлены, не такие, как они были в 2018-2019 годах, и на вот такие бестолковые запросы они гораздо меньше ведутся, чем раньше. Тем не менее определенная эффективность у злоумышленников есть. Пока еще статистики по ней у нас не набралось, там было буквально несколько обращений от пострадавших, и суммы у них увели не очень большие, что соответствует общей статистике хищений по второму кварталу 2023 года, в рамках которой средняя сумма хищений достаточно сильно сократилась. От таких мошенников способ защиты, как от любой другой социальной инженерии: не осуществлять финансово значимые операции после телефонного звонка — это первое. Второе — надо помнить, что организация, с которой вы ранее не работали, не имеет права вам звонить просто по закону о защите персональных данных».
В 2022 году телефонные мошенники в сумме украли у россиян около 13,5 млрд рублей. Всего за минувший год было возбуждено 522 тысячи дел в сфере IT-преступлений.