Европейская компания Urenco собирается вытеснить «Росатом» с американского рынка. Агентство Bloomberg утверждает, что в пустыне Нью-Мексико начинается гонка за отказ от российского урана.

РИА Новости со ссылкой на данные американской статистики сообщает, что США за первое полугодие текущего года нарастили закупку урана у России более чем в два раза — почти до 697 млн долларов. Это стало максимумом с 2002 года. Насколько реалистичны планы европейцев?

Как это ни кажется парадоксальным, у самих США практически не осталось собственных мощностей по обогащению урана. Завод в штате Нью-Мексико — собственность британско-нидерландско-германской компании Urenco, а корпорация «Росатом», как и прежде, — это крупнейший в мире производитель обогащенного урана, который снабжает почти четверть из 92 американских ядерных реакторов и десятки других станций в Европе и Азии.

Так, во Франции, где доля АЭС в энергетической инфраструктуре рекордная, компания Orano давно уже не в состоянии удовлетворить спрос со стороны этих станций и до последнего времени делала ставку на российский уран. Именно поэтому все призывы объявить против «Росатома» санкции раз за разом натыкались на активное сопротивление. Тем не менее доля российского урана на мировом рынке постепенно снижается, говорит ведущий эксперт центра политических технологий, экономист Никита Масленников:

Никита Масленников ведущий эксперт центра политических технологий, экономист «Сократилось потребление российского обогащенного урана примерно на 13% за год. Но это же ведь связано с реакцией потребителей на возможные угрозы санкций в отношении «Росатома». Сейчас на первое место вышла Канада, поставляют туда и Казахстан, и Узбекистан. Цены на российское сырье выросли на 55% в прошлом году, отсюда и планы расширения мощностей в Urenco. Точки зрения очень разные, кто-то высказывается, что это решает проблему зависимости от России, другие считают, что это глубочайшее заблуждение и расширение этих производственных мощностей проблемы не решит. Ситуация связана с усилением санкционного давления, неопределенность потребителей настораживает».

Планируемое расширение мощностей в Нью-Мексико завершат в 2027 году, и это — в сочетании с наращиванием мощностей материнской компании в Европе — будет достаточным для покрытия доли «Росатома» на американском рынке, завила агентству главный исполнительный директор американского подразделения Urenco Карен Фили, не раскрывая, однако, стоимости этого расширения. Это заявление не является эксклюзивной информацией — подобные, мало чем подкрепленные заявления периодически звучат уже более года, говорит главный редактор издания «Атоминфо.ру» Александр Уваров:

Александр Уваров главный редактор издания «Атоминфо.ру» «Действительно, на пару с «Росатомом», Urenco — самый крупный производитель обогащенного урана. Они постоянно говорят в последнее время о том, что мы хотим увеличить его производительность. И не только в США. В Гронау, то есть германский завод собирается увеличивать, несмотря на то, что Германия отказалась от атомной энергетики, а завод обогащения урана там остался. Когда говорят такие сроки — через три-четыре года, — это деньги, ресурсы, люди, кто должен все это делать, и поэтому всегда встает вопрос: сегодня вы собираетесь увеличивать производительность, а завтра вы снова можете сказать: «Нет, мы, пожалуй, подумаем, потому что рыночные условия изменились». Теоретически сделать могут, практически — будем смотреть».

Некоторое время назад французская компания Orano сообщила о планах увеличения своих обогатительных мощностей на треть к 2028 году. Однако это было сделано до переворота в Нигере, откуда ей поступало сырье. Тем временем на рынке появляются и другие игроки. Компания ConverDyn, расположенная в Колорадо, в этом году вновь откроет законсервированный завод в Иллинойсе. Но, как и другие компании, прежде чем проводить расширение, хочет получить гарантии от потенциальных заказчиков. Кроме этого, Bloomberg приводит оценки, согласно которым Иран, который недавно вступил в клуб производителей обогащенного урана, потратил на инфраструктурные расходы более 13 млрд долларов США.