Иранские автомобили выходят на российский рынок: их плюсы и минусы
В России про иранский автопром не слышал почти никто, между тем как за десятилетия санкций Иран довел локализацию автопроизводства до 98%. Про предлагаемые на российский рынок модели точно известно только то, что они будут относительно дешевыми. Про остальное затрудняются рассказать даже автоэксперты
Читать на полной версииВ России появятся три новых автомобиля из Ирана. Все они маломощные, компактные и относительно недорогие. Местный концерн Saipa начнет продажи осенью. Главным преимуществом станет гуманный ценник. Но есть детали, которые покупателя могут отпугнуть.
У простого российского автолюбителя при упоминании иранского автопрома обычно в голове ничего, кроме тумана, не возникает. Старожилы могут вспомнить седан Samand, реплику Peugeot 405, но на этом, пожалуй, все. Для российского рынка Иран — настоящая экзотика. Более того, опрошенные Business FM автоэксперты сами знакомятся с темой, как говорится, «с колес», и с удивлением узнают, что Иран за долгие годы санкций довел локализацию своих автомобилей до 98%. Да, кричащего лоска и запредельных мощностей иранские концерны не предлагают, но российскому среднему рынку этого и не надо — в этом сегменте у «АвтоВАЗа» конкурентов до поры не было, рынок подороже заняли китайцы, и Иран со своими неказистыми на первый взгляд автомобилями придется кстати.
Пока известно о трех моделях. Небольшой кросс-хетчбэк Saipa Quik — полуторалитровый двигатель, 87 лошадиных сил, АБС, две подушки безопасности, подогрев сидений, на выбор механические и автоматические коробки передач, и все это удовольствие за 1,5 млн рублей. Вторая модель — седан Saina S, та же платформа, что и Quik, цена — от 1,2 млн рублей. И четырехдверный Shahin — турбированный полуторалитровый двигатель за 2 млн. Стартовый набор выглядит интригующе, считает автоэксперт Артем Бобцов:
Артем Бобцов автоэксперт «Иранский автопром исторически сильно зависел от Франции, делились технологиями, делились платформами автомобилей. Иран хоть и полностью импортозаместился по всем автомобилям, он производит 98% комплектующих, все равно технологически в основе лежат все патенты, платформы. Это хорошая новость, все-таки французы делают не самые плохие в мире автомобили. Плохая новость в том, что все равно это машины самобытные, имеют своеобразный дизайн, старые моторы, которые даже по удельной мощности очень сильно уступают даже вазовским моторам. У них есть сильное преимущество — это цена, и поставки в Россию благодаря этому получаются выгоднее, чем аналогичные китайские автомобили. В общем, рынок до 2 млн рублей полностью принадлежит «АвтоВАЗу», и конкурентов у них в этом сегменте нет, поэтому, я считаю, что иранцы смогут в этом сегменте существенную долю рынка занять».
Теперь — большая ложка дегтя. Что знает средний российский автомобилист про любой иранский автомобиль? Ничего. Точно так же, как ничего про него не знают и российские автосервисы. Если поставить водителя перед выбором, взять Granta или взять иранский аналог, он подумает, что уж на Granta он в случае чего детали найдет. Китай заходил на российский авторынок больше 20 лет, открывал представительства, налаживал цепочки поставок и в удобный момент, после февраля 2022 года, резко экспансию нарастил. У Ирана такой базы нет. И пройдет много лет, прежде чем продажи его авто смогут хотя бы частично потеснить «АвтоВАЗ». Хотя цена и правда заманчивая, признает главред журнала «За рулем» Максим Кадаков:
Максим Кадаков главред журнала «За рулем» «Несколько лет мы слышим о том, что иранцы вот-вот выйдут на наш рынок, но до сих нет развертывания широким фронтом каких-то продаж, а иранцы до сих пор ни на один из своих автомобилей не оформили ОТТС — одобрения типа транспортного средства. Представители Saipa мне сказали, что они буквально в ближайшие месяцы ОТТС сделают, что они работают плотно с НАМИ. У нас показывали небольшой кросс-хетчбэк размером с Kalina, и по качеству исполнения это именно Kalina десятилетней давности — такой простенький пластик, скромный мотор 1,5, 90 лошадиных сил, но у них, помимо механической коробки передач, с этим мотором есть, например, вариатор. А вот эта маленькая машинка, вот такая как бы иранская Kalina в Иране стоит 5000 долларов, и это очень интересное предложение. Нам они готовы эту машину продавать примерно по 7000 долларов, как мне сказали, но это цена на границе: машину нужно привезти, ее нужно растаможить, заплатить НДС, утиль-сбор, акциз, повесить ЭРА-ГЛОНАСС. Вот такая иранская Kalina за 1,2 млн рублей».
Дистрибьютором иранских автомобилей станет компания «Бест Моторс». Первые продажи кросс-хетчбэка Saipa Quik планируются на осень.