Обновлено в 23:10

Турция может усиливать контроль за российским бизнесом. Некоторые участники рынка рассказывают, что турецкие банки ограничивают для них доступ к своим услугам или требуют дополнительные документы. Неделей ранее западные СМИ сообщили, что США предупредили Турцию о рисках санкций за помощь России.

Значение Турции, ставшей, пожалуй, основным логистическим хабом для российского импорта на западном направлении, сложно переоценить. Только за первый год конфликта товарооборот между Россией и Турцией увеличился вдвое и достиг рекордных 45 миллиардов долларов. Пусть это не китайские 190 миллиардов, но львиная доля европейских товаров, некогда следовавших в Россию, напрямую поступает на российский рынок именно через Турцию.

Однако теперь, по словам собеседников Business FM, российский бизнес столкнулся с проблемами с доступом к турецкому банкингу. Как рассказал гендиректор компании «Оптималог» Георгий Властопуло, никаких объяснений и доказательств причастности компаний к обходу санкций бизнес не получает:

Георгий Властопуло генеральный директор компании «Оптималог» «Похоже, после того как Великобритания внесла турецкие компании в санкционный список, там вошли две компании, если я не ошибаюсь, Turkik Union и Azu International, это идет каким-то триггером, спусковым крючком. В Турции открыто представительство, которое вообще не имеет к торговле товарами никакого отношения, в основном логистические услуги и прочее, нам пришло уведомление о том, что нас отключают от удаленного банк-клиента, потому что вроде как противоречит внутренним документам и внутренним распоряжениям, которые спустились на банк. Условно говоря, выпущены внутри банка. До этого все работало, и никто не испытывал проблем. Мы получили еще ряд уведомлений от других партнерских компаний о том, что банки ужесточили процедуру комплаенса, и сейчас приходят запросы в банк, в том числе и со стороны европейских компаний, со стороны прибалтийских компаний, прибалтийской таможни о том, что просим подтвердить въезд тех или иных товаров на территорию Турецкой Республики. То есть то, что мы сейчас замечаем, если честно, тревожно».

Ограничения в отношении двух турецких компаний, обвиненных Британией в содействии попыткам российского бизнеса по обходу санкций, были введены на этой неделе. По данным турецких СМИ, обе почти сразу столкнулись с запретами внутри Турции — турецкие же банки ограничили им операции. Одно из юрлиц, Azu International, еще зимой упоминалась в лонгриде Reuters под заголовком «Логистическая цепочка, которая обеспечивает поставки технологий в Россию». На прошлой неделе американские СМИ сообщили, что США вновь обратились к Турцией с предупреждением о санкциях в отношении турецкого бизнеса, работающего с Россией. По данным WSJ, в Вашингтоне не хотели бы, чтобы Турция превратилась в «хаб обхода санкций» и информировали Анкару об «очень реальных рисках». Издержки для российского бизнеса могут быть заметными, но о массовости неких новых запретов говорить пока не приходится — комментирует президент Союза русских байеров Елена Бугранова:

Елена Бугранова президент Союза русских байеров «Турция сейчас, когда начались санкции, является основным таким, знаете, перевалочным пунктом: через нее отправляются грузы из Европы, а также осуществляются и платежи через турецкие банки. В принципе механизмы достаточно хорошо работают и отложены уже за это время. Были перебои, наши коллеги жаловались. В последнее время я жалоб не слышала. Тут же еще зависит от порядочности и надежности той структуры, в которой конкретно бизнесмен работает. Конечно же, это критично, потому что речь идет о деньгах, о товаре, который стоит тоже немалых денег, и если будет какой-то сбой, то чаще всего бизнес останется в убытках. Схемы сейчас разные существуют, некоторые не только в Турции открывают счета, но и в других республиках: например, Казахстан. Армения. Каждый находит своих каких-то знакомых, посредников, опять искать новые пути проведения сделок, оплаты — опять, конечно же, затраты будут».

Альтернативой поставкам через Турцию при необходимости могут стать Армения и другие страны Южного Кавказа, а также Казахстан. Подобное уплотнение российского импорта несет определенные риски для стран-посредниц, поскольку июньский пакет санкций Брюсселя допускает ограничения на экспорт в отношении третьих государств, резко нарастивших торговлю с ЕС. Официальных заявлений турецкой стороны о дополнительных требованиях или ограничениях на оказание банковских услуг российским компаниям пока не последовало.