Страховщики повысили дополнительные платежи для черноморских танкеров из-за «военных рисков». Из-за дестабилизации обстановки в Черном море после выхода России из зерновой сделки страховые премии вырастут с 1% до 1,2%. Об этом пишет Reuters со ссылкой на трейдеров.

Теперь рейс российского танкера грузоподъемностью до 200 тысяч тонн нефти подорожает на 200 тысяч долларов. Причем отмечается, что этот расчет уместен в случае, если российское топливо будет поставляться в Индию. И хотя сумма невелика, она увеличивает общие затраты России на экспорт нефти, пишет агентство.

Как это скажется на объеме перевозок? Комментирует инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов:

Сергей Суверов инвестиционный стратег УК «Арикапитал» «Повышение страховщиками премии за перевозки нефти по Черному морю, как нам представляется, не очень сильно повлияет на объем перевозок. Потому что углеводороды сейчас поставляются развивающимся странам, таким как Китай и Индия, которые увеличивают потребление, а там растет спрос из-за стабильного внутреннего рынка и нынешней зависимости от ситуации на Западе. Потребление этими странами растет, и они заинтересованы в дисконте, который предоставляют российские нефтяные компании. Хотя дисконт Urals к Brent потихоньку снижается, тем не менее он составляет примерно 13 долларов. И это, конечно, очень важно, чтобы был такой дисконт, он повышает привлекательность российской нефти для покупателей из развивающихся стран. Само увеличение страховки не очень хорошо для расходов нефтяных компаний, они могут вырасти, но все-таки незначительно, потому что доля страховки в общей стоимости сейчас меньше 5%, поэтому некое повышение страховой премии не сильно отразится на рентабельности бизнеса нефтяных компаний».

Трейдеры отмечают, что повышение преимущественно коснулось грузов, перевозящих российскую нефть и нефтепродукты. Так, например, страховая премия для сухогрузов с товарами из Казахстана осталась на уровне в 1%.

Ситуация в Черном море обострилась в начале августа. После выхода России из зерновой сделки в Керченском проливе был подбит российский танкер Sig. После этого Минобороны России неоднократно сообщало об уничтожении украинских разведывательных и ударных катеров, которые также создавали угрозу российским кораблям.

Если сейчас, по оценкам Reuters, общая стоимость страховой премии составит около 1 млн долларов за танкер, то на пике российские компании платили до 20 млн долларов за судно для покрытия расходов на транспортировку и фрахт, что составило более трети стоимости каждого груза. Говорит первый заместитель генерального директора по морским перевозкам компании «Совфрахт» Карен Степаньян:

Карен Степаньян первый заместитель генерального директора по морским перевозкам компании «Совфрахт» «Одно дело, когда международная морская организация или какие-либо еще власти вводят понятие «зона военных рисков» и называют какую-то зону зоной с минной опасностью или пиратской опасностью, и другое дело, когда есть фактические повреждения судов, то есть это то, что, например, произошло с танкером российским на якорной стоянке. То есть это уже, по сути, атака, которая подтверждает, что это не голословно называется зоной военных рисков, а там есть действительно риск потерять судно, потерять груз, потерять экипаж. Соответственно, страховщики на это моментально реагируют. Но, к сожалению, на российских клиентах, фрахтователях в портах это сказывается больше всего, потому что в данном случае Украина проводит политику атак террористических по судам гражданским, то, что мы имели недавно. Мы прежде всего говорим об иностранных судовладельцах, которые играют большую роль в вывозе российских ресурсов, экспортных продуктов. То есть уже есть определенный спад, но, как правило, это продолжается месяц-два, потом все адаптируются, все понимают, что предприняты какие-то меры защиты, начинают платить повышенные страховки. Поэтому будет какая-то инерция еще, но в конце концов грузопоток опять возобновится, вернется, и ставки будут повышаться. Давайте смотреть правде в глаза: риск все равно растет, у страховщиков есть карт-бланш повышать цену. Они тоже никогда не были спекулянтами, какими-то рвачами, это обоснованная позиция страховых организаций. Есть целые институты для оценки рисков, и, к сожалению, на основе вот этих достоверных оценок и данных они повышают ставки».

Как пишет «Коммерсантъ», Россия выполнила анонсированное сокращение морского экспорта нефти в августе. Сейчас он оценивается почти в 3 млн баррелей в сутки. Экспорт опускался ниже этого уровня лишь в декабре прошлого года, когда ЕС и G7 ввели потолок цен на российскую нефть.