Московские аэропорты стали закрываться чуть ли не каждый день из-за атак БПЛА
Регулярные налеты дронов вызывают отмену десятков рейсов, а некоторые самолеты вместо Москвы садятся в других городах. Каковы последствия налетов беспилотников для главного авиаузла России?
Читать на полной версииНочь на вторник, снова весьма тревожная для столичного авиатрафика, рискует стать нормой для сотен тысяч пассажиров, которых каждую неделю обслуживают московские аэропорты. Как пишет РИА Новости, из-за закрытия воздушного пространства над «Шереметьево», «Домодедово» и «Внуково» не менее 30 рейсов было задержано, как минимум десять отменено.
Днем ранее — почти то же самое, десятки задержанных вылетов, несколько отмен. Один самолет, на котором из Екатеринбурга летел корреспондент агентства, приземлился в Казани. Другой вместо «Внуково» сел в «Шереметьево». Судя по сообщениям в соцсетях, некоторые пассажиры сначала даже обрадовались — у них из северного аэропорта столицы вылетал стыковочный рейс. Но, как утверждается, пилот сообщил, что самолет в итоге перелетит во «Внуково», и несколько часов не выпускал людей из салона.
Несмотря на частоту отмен и задержек в московских аэропортах из-за налетов дронов и работы ПВО, большинство рейсов вылетают по расписанию. Тем не менее рассчитывать на своевременное отправление или хотя бы на прибытие в нужный город становится сложнее. Что могут сделать пассажиры, если их рейсу не повезло? Говорит ведущий юрист Общества защиты прав потребителей Олег Фролов:
Олег Фролов ведущий юрист Общества защиты прав потребителей «Непосредственно перевозчик несет ответственность при наличии его вины. Тогда, когда своевременно не был подготовлен самолет, взлетная полоса и какие-то сопутствующие обстоятельства. Если идет извне, что не под властью авиаперевозчика, в этой ситуации если будут убытки, то в суд обращаться маловероятно. Потому как потребитель должен будет доказать, что убытки у него возникли, что он несвоевременно не улетел исключительно по вине авиаперевозчика. В данном случае я думаю, что будет представлен документ, материал, что по заявлению ФСБ аэропорт был закрыт и никаких авиаперевозок совершать авиаперевозчик не имел права. Проблема, что он своевременно не улетел и у него начался тур, ему в дальнейшем придется покупать авиабилет, стыковочный рейс пропустил и не смог стыковаться где-то в Европе из-за того, что он не вылетел своевременно, — к сожалению, это все будут расходы пассажира».
Альтернативой Московскому авиаузлу в теории могли бы стать аэропорты Петербурга, Ярославля или Казани, но с массой оговорок. Добраться до другого города и попасть в аэропорт — это как минимум полдня дополнительного времени. На Москву приходится львиная доля всего российского авиатрафика: «Шереметьево», «Домодедово» и «Внуково» за год пропускают через себя столько же пассажиров, сколько 15-20 других крупнейших аэропортов России. Если человек хочет гарантировать себе вылет и выбирает рейс из другого города, сильно ли дороже выйдет перелет? Комментирует глава компании «Максфлайт» Максим Царев:
Максим Царев глава компании «Максфлайт» «Нет, поскольку аэропортовые сборы в Московском авиаузле выше и они достаточно большую часть составляют в операционных расходах. Аэропорты Нижнего Новгорода и Ярославля менее дорогие и загруженные, поэтому предлагают солидный дисконт по сравнению с аэропортами Московского авиаузла. Полеты туда будут менее дорогими, и именно на этой разнице можно будет что-то сделать с трансфером. Я не вижу какой-то большой проблемы в этом. Закрытие аэропорта на час-два, конечно, вызывает массу панических настроений у пассажиров и не вызывает совершенно никаких настроений у грузоотправителей, потому что лежит груз и лежит. Все расходы закладываются, они каждый раз имеются в виду. Самолет может уйти на запасной аэродром. В частности, самолет летит в Москву, над Москвой гроза, самолет разворачивают и летит в Нижний Новгород, скажем. Это забюджетированные расходы, и не всегда они срабатывают. Поэтому есть определенная база для того, чтобы эти деньги сэкономить и использовать в последующем. То есть некий страховой фонд есть».
Проблема в том, что в случае продолжительных или еще более существенных проблем у московских аэропортов спрос пассажиров на рейсы из других городов и спрос авиакомпаний на слоты в расписании более отдаленных аэропортов может заметно возрасти. А поскольку обслужить всех желающих там не смогут, спрос будет отрегулирован рыночным методом: кто может себе позволить билет, тот и полетел. Но пока, после очередного закрытия московских аэропортов, в Росавиации отчитались, что все воздушные гавани столицы работают в штатном режиме.