Обновлено в 17:55

«Яндекс.Маркет» запустил продажу мебели под собственной торговой маркой. Над созданием бренда работает бывшая команда IKEA в России. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на пресс-службу компании.

Сейчас в интернет-магазине можно купить одну кровать за 18 тысяч и два угловых дивана за 30 тысяч рублей. До конца года список позиций пополнится мебелью для гостиной и кухни, а к 2025 году ассортимент расширят до трех тысяч товаров, заявили в компании.

Развитием проекта будут заниматься преимущественно бывшие менеджеры IKEA, которые перешли на работу в отечественную компанию после ухода шведского бренда. «Яндекс» планирует сотрудничать в основном с российскими производителями, но ведутся переговоры и с фабриками из Белоруссии и Китая, отметили в пресс-службе.

Представитель Wildberries сообщил газете, что компания не планирует запускать свою торговую марку в сегменте мебели. Но интерес к развитию подобных брендов есть среди других маркетплейсов, говорит сооснователь мебельной компании Mr. Doors Максим Валецкий. По его словам, мебель от «Яндекса» будет популярна, только если она будет дешевле IKEA: пользователи пока не готовы делать такие крупные покупки, не зная качества товара.

— Я ждал этого момента. Я как раз недавно думал купить одно предприятие, которое может дешево делать мебель, то, что не делаю я. И меня заинтересовало «Авито»: не собираются ли они сделать private label? Еще я собираюсь поговорить с Ozon, не хотят ли они сделать собственную торговую марку. Поэтому рано или поздно собственная торговая марка в мебели придет в онлайн-маркетплейсы. В ретейле, скажем в Amazon, на который все наши ретейлеры ориентируются, собственная торговая марка занимает серьезное место. И на собственной торговой марке всегда гораздо выше управляемость продукта, гораздо выше маржинальность. Это совершенно естественное явление. И тут просто «Яндекс.Маркет» стал первым, но все про это думают. Тут есть подводный камень, потому что все-таки на сегодня основной бизнес онлайн-ретейлеров — это онлайн-магазины, которые на них работают. Существующие мебельные бренды не торгуют на «Яндексе» и торговать не будут, у всех есть свои развитые сети. Допустим, сильный онлайн-игрок «Диван.ру» не будет торговать на «Яндексе», у него свой продвинутый сайт, свои экосистемы и так далее. Те, кто торгует на «Яндексе», — это слабые производители no name. И при выборе между собственной торговой маркой и безымянной, которая стоит рядом с ним, конечно, выберут «Яндекс». Когда вы вводите собственную торговую марку, вы начинаете конкурировать с собственными клиентами онлайн-магазинов, что может привести к их оттоку от вас на другие площадки.

— Для производства мебели «Яндекс.Маркет» будет работать преимущественно с российскими фабриками, однако в компании уточнили, что параллельно начали сотрудничать с производителями из Белоруссии и Китая. Зачем они нужны и в какой степени смогут помочь?

— Мебельная промышленность Белоруссии и Китая находится в тяжелом положении, они сейчас борются за заказы, поэтому будет проще от них добиться выгодных условий, чем от российской мебельной промышленности, которая сейчас загружена под завязку. Белорусская мебельная промышленность в тяжелом положении потому, что она была ориентирована на экспорт в Европу, поэтому у них сейчас простаивают производственные мощности. В Китае не такая плохая ситуация, как в Белоруссии, но китайский рынок был традиционно ориентирован на рынок американский, откуда сейчас их двигают по политическим причинам торговые войны. В Америке сейчас развилась собственная мебельная промышленность, автоматизированная и эффективная, поэтому китайцы теряют американский рынок и ищут, куда бы им выйти. На меня самого уже выходили две-три серьезные, хорошие китайские мебельные фабрики, которые ищут новые себе рынки сбыта взамен американских.

После ухода IKEA «Яндекс.Маркет» объявил, что выкупил остатки товаров со складов шведского ретейлера и стал главным онлайн-продавцом бренда в России. На площадке до сих пор можно купить мебель и текстиль. Цены там выше, чем были у IKEA, а ассортимент меньше.

Пока не уточняется, будет ли «Яндекс.Маркет» привлекать к производству мебели бывших поставщиков IKEA. Некоторые из них, в том числе компании из Белоруссии, от комментариев отказались.

Бывшие фабрики IKEA в России — три предприятия в Нижегородской и Ленинградской областях — в начале года были проданы компании Slotex и изготовителю пиломатериалов «Лузалес». Об их сотрудничестве с «Яндексом» не сообщается.

Говорить что-либо о качестве пока рано: неясно, с кем они сотрудничают, считает президент Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности, гендиректор Первой мебельной фабрики Александр Шестаков.

Александр Шестаков президент Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности, гендиректор Первой мебельной фабрики «Многие компании, в том числе Первая мебельная фабрика, тоже выпускают линейку модульной мебели, которую можно получать в течение одного дня со склада. И я знаю таких компаний, входящих в двадцатку мебельной промышленности России, довольно много, кто такие сервисы, которые раньше были эксклюзивными, сегодня предоставляет. Поэтому не уверен, что платформа «Яндекс.Маркета» станет эксклюзивным предложением и будет чем-то глобально отличаться от предложений других компаний. Я понимаю, что менеджеры IKEA, наверное, перешли туда и там работают, но тем не менее это будет новая раскрутка нового продукта под новым брендом. Это потребует серьезных вложений, инвестиций в эту историю и серьезного пула поставщиков, которые это все обеспечат. Все-таки бренды формируются годами, «Яндекс» — хороший бренд для продажи, но не мебельный бренд».

Насколько проект «Яндекса» с командой бывших топ-менеджеров IKEA может быть интересен производителям мебели? Комментирует гендиректор мебельной фабрики «Ластра», бывшего поставщика мебели для IKEA, Михаил Куликов:

— Считаю, что это, вообще, очень интересно должно быть производителям мебели. Тут вопрос ценообразования, вопрос объемов и, вообще, как «Яндекс» будет работать с производителями мебели: как IKEA работала или это будет в каких-то других формах. От этого, в принципе, и зависит, будет это интересно или не будет.

— Может ли «Яндекс» стать конкурентом IKEA, если вдруг она вернется в Россию, может серьезно закрепиться на мебельном рынке?

— Имея в виду, что «Яндекс» — компания достаточно большая и финансово мощная, я считаю, что все предпосылки к этому есть. Просто если это будет только интернет-торговля, то, на мой взгляд, вообще, сложно будет полностью заменить ее и конкурировать с IKEA. В Россию в том числе IKEA пришла с больших торговых центров, где можно было все посмотреть, пощупать, походить, сравнить и так далее. Маркетплейс — это все равно формат немножко другой, какие-то крупногабаритные товары вообще очень сложно продавать через маркетплейс. Если это будет какое-то комбинированное решение, интернет-торговля и, может быть, они откроют какие-то точки торговые, тогда можно на сто процентов конкурировать с IKEA. Если нет, то это будет какой-то ограниченный вариант.

— Они взяли команду топ-менеджеров IKEA, следующий шаг, может быть, привлечение бывших поставщиков. Ваша компания долгие годы сотрудничала с IKEA, не обращались ли к вам уже по этому поводу?

— Обращались, и причем достаточно давно, мы уже на протяжении года, наверное, ведем такую дискуссию.

— То есть получается, что в будущем не исключено, что вы можете стать поставщиками мебели для «Яндекс.Маркета»?

— Возможно, в IKEA же было вообще много поставщиков из России, и другие какие-то есть предприятия, которые тоже могут производить востребованную продукцию, похожую на IKEA. В принципе, почему бы и нет.

— В «Яндекс.Маркете» заявили, что до конца 2025 года планируют ассортимент увеличить до трех тысяч позиций мебели под собственным брендом. На ваш взгляд, насколько вообще это реалистично?

— Это вообще реалистично, просто три тысячи артикулов — это не так много. В IKEA ассортимент был намного больше.

Под всеми тремя позициями мебели от «Яндекс.Маркета» уже есть отзывы. Самые ранние из них оставлены месяц назад. Они делятся на две категории: те, кто вообще не увидел недостатков за такую относительно низкую цену, и те, для кого это дешево и некрасиво.

Как пишет «Коммерсантъ», над своим брендом мебели «Яндекс.Маркет» задумался на фоне того, что спрос на мебель на площадке с начала года вырос втрое. Ожидается, что собственная продукция займет до 10% в мебельном сегменте маркетплейса.