В Подмосковье — опять прилеты БПЛА. Как меняется тактика ВСУ и совершенствуются меры противодействия?
Из-за сегодняшних атак беспилотников в Рузском районе и в Истре были временно закрыты все московские аэропорты. Какова тактика нейтрализации БПЛА и можно ли контролировать траекторию сбитых или посаженных дронов?
Читать на полной версииВ начале недели в Подмосковье — новые случаи прилетов беспилотников. По данным Минобороны, в Рузском районе дрон был подавлен средствами радиоэлектронной борьбы, в Истринском — был сбит силами ПВО. Обломки беспилотника упали на садовый дом в СНТ «Дорожник» в районе Истры, есть пострадавшие.
Утром из-за атак беспилотников снова закрывали аэропорты Москвы, на этот раз все, включая «Жуковский». Сейчас они работают в штатном режиме. Есть сообщения о беспилотниках в Белгородской и Калужской областях.
Военные эксперты между тем говорят о трансформации тактики ВСУ.
Прилеты украинских беспилотников уже давно не выходят из сводок ежедневных происшествий. Сейчас, спустя несколько месяцев, военные эксперты делают первые выводы из тактики и стратегии подобных налетов. Нейтрализация дронов, как правило, происходит двумя способами. Либо подавляется средствами радиоэлектронной борьбы — то есть электроника беспилотника выключается на расстоянии, он теряет управление и ориентацию в пространстве и падает. Либо используется силовой метод: средствами противовоздушной обороны дрон уничтожается в воздухе и рассыпается на обломки. Тот или иной способ выбирается исходя из обстановки на местах и наличия средств
противодействия.
Целей у подобных прилетов два. Либо материальный ущерб, когда ВСУ стремятся поразить важные предприятия и различные хранилища, либо психологический. Попытки атак на башни «Москвы-Сити» больше относятся к психологическим атакам за счет их медийности, а майские прилеты по нефтепроводу «Дружба» — это атаки с прицелом на ущерб материальный. За последний месяц можно выделить два тренда.
Во-первых, беспилотники стали чаще летать в непосредственной близости от населенных пунктов. Когда их так или иначе нейтрализуют, обломки дрона наносят ущерб на земле — так было в случае с СНТ «Дорожник» в подмосковной Истре, так было в июле после падения беспилотника на нежилое строение на Комсомольском проспекте в Москве, где пострадала стоящая рядом многоэтажка. Можно делать вывод, что ВСУ уже специально выбирают подобные маршруты, говорит военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев:
Отметим, что каким бы способом беспилотник ни сбивали, без сопутствующего ущерба крайне трудно обойтись. Если подавлять системами РЭБ, то невозможно предсказать, куда в итоге угодит выключенный дрон. Если сбивать средствами ПВО — значит, создать обломки, которые подчас могут нанести еще больший урон, чем целый дрон. Второй тренд — пролеты БПЛА рядом с аэропортами, которые приходится временно закрывать. Поначалу закрывали южные «Внуково» и «Домодедово», а в понедельник пришлось останавливать прилеты и вылеты уже во всех четырех аэропортах столицы. Каждый раз несколько десятков рейсов задерживаются, часть отправляются на запасные аэродромы, еще с десяток — кружат над полосой, жгут топливо и ждут разрешения на посадку. Люди теряют время, у многих сгорают пересадочные рейсы. Можно предположить, что конечная цель — вообще заставить пассажиров избегать полетов через Москву, особенно в ночное время, когда в основном визиты дронов и происходят. Продолжает заведующий Центром глобальных исследований и международных отношений Дипломатической академии МИД Вадим Козюлин:
— Предсказать падение дрона, организовать его в нужном направлении — практически невыполнимая задача. В таком щадящем режиме устанавливают системы ЗРК — зенитно-ракетные, пушечные зенитные системы, их устанавливают с таким расчетом, чтобы снаряды не падали на жилые кварталы. А когда речь идет о ракетных системах либо о системах РЭБ, это сделать практически невозможно.
— Что касается планов «ковер», которые участились?
— Задержка рейсов, опоздавшие, пробки на дорогах. Материальный ущерб есть, его можно оценить. Но я думаю, что психологический эффект здесь играет большую роль. Защиту от таких дронов над аэродромами, безусловно, необходимо организовывать, потому что мы же представляем, что такое упавший пассажирский самолет: жертвы, трагедия, не говоря о материальных потерях.
Чаще всего ВСУ используют в районе Москвы два вида беспилотников. Либо UJ22 Airborne, похожий на мелкомоторный самолет с размахом крыльев почти пять метров, либо более миниатюрный, но не менее опасный дрон «Бобер».