Примут ли в БРИКС новых членов на открывающемся в ЮАР саммите организации?
На данный момент список претендентов на членство в БРИКС состоит из 23 стран. Расширится ли экономический блок уже в ходе открывающегося саммита или среди членов БРИКС есть разные мнения относительно допуска новых участников?
Читать на полной версииЗавтра в Йоханнесбурге открывается саммит БРИКС. В его ходе сразу несколько стран могут быть приняты в состав этого объединения, сообщила газета Financial Times со ссылкой на источники. Всего заявки подали 23 страны. Но кто из них будет принят, неизвестно.
Уже после первого саммита БРИКС, который прошел в 2009 году, это объединение стало подвергаться критике, как не имеющее четко выраженных общих целей, а некоторые аналитики начали предсказывать его неминуемый из-за этого распад.
Одним из главных их тезисов является то, что разные члены группы имеют противоречащие друг другу экономические модели. Однако именно это является и его сильной стороной, считает научный руководитель Российского совета по международным делам Андрей Кортунов:
Сейчас банк БРИКС разрабатывает единую цифровую валюту для государств группы, сообщил глава отдела валютной политики корпорации Trace Finance Эвандро Касиану. Но именно это вряд ли будет решено в ходе саммита, считает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов:
Михаил Виноградов президент фонда «Петербургская политика» «БРИКС — это в значительной степени символическая организация, означающая, что каждая из стран-участников может пытаться использовать свое членство в БРИКС для решения неких задач, которые у нее существуют. Плюс есть формат регулярных многосторонних коммуникаций, которые тоже не лишние на международной арене, потому что формат «надо чаще встречаться» бывает эффективен и продуктивен. В то же время говорить о том, что у этих стран есть какая-то общая политическая или иная позиция, было бы преувеличением, это касается любой темы — от украинского кризиса, где Бразилия голосует каждый раз в ООН за резолюцию с осуждением России, до отношения к многополярного миру, США, помощи Африке и так далее. Для потенциальных участников, во-первых, это коммуникационная площадка, способ повстречаться, напомнить о себе, попытаться найти союзников или партнеров по собственным инициативам, которые у них существуют, и отчасти поднять свой статус, напомнить, что они существуют не только сами по себе, но и способны к каким-то коалициям, конструкциям, объединениям. Я думаю, что говорить об общей цифровой валюте преждевременно, потому что тема цифровых валют вообще достаточно новая, необкатанная и не вполне понятная. Кроме того, при таких проектах актуализируются и те противоречия, и те споры, которые могут быть между отдельными странами, например между теми же Индией и Китаем, между которыми достаточно и политических, и экономических противоречий. Поэтому пока это такая пристрелка скорее, нежели реально работающий механизм».
Основной проблемой БРИКС многие считают нарастающие противоречия Индии и Китая — стран, на долю которых приходится более трети населения Земли.
Если Китай рассматривает объединение больше как политическую силу противостояния Западу, то Индия — скорее как экономический клуб развивающихся стран и достаточно сдержанно относится к ее расширению.
Сейчас главными претендентами на вступление в БРИКС называются Саудовская Аравия, Индонезия и Аргентина. Россия, как заявлял на саммите ШОС в сентябре 2022 года Владимир Путин, поддерживает принятие в него Белоруссии и Ирана.