Грозит ли что-то Андрею Мельниченко в связи с иском Генпрокуратуры?
Сообщалось, что «Сибэко» требуют взыскать в доход государства. Что говорят представители бизнесмена?
Читать на полной версииКак позднее подчеркнули в пресс-службе Мельниченко, иск не содержит каких-либо требований непосредственно к нему. «Генпрокуратура требует взыскать акции «Сибэко» не у Мельниченко, а у Кузбасского акционерного общества энергетики и электрификации. Непосредственно к Мельниченко каких-либо требований не предъявлено», — подчеркнули представители бизнесмена.
Также в пресс-службе отметли: Андрей Мельниченко не контролирует Кузбассэнерго и ХСРК. Он не имеет прав собственности и контроля в отношении этих компаний. Они подконтрольны дискреционному трасту, к которому Мельниченко отношения не имеет с 8 марта 2022 года. Он также не имеет какого-либо отношения к компаниям СУЭК и СГК, которые основал. «Во многих статьях, вышедших вчера, есть существенная неточность — дело в том, что «Сибэко» Андрею Мельниченко не принадлежит и не принадлежало — даже опосредованно. «Сибэко» принадлежит СГК, СГК через СУЭК принадлежит дискреционному трасту, зарегистрированному на Кипре. [Мельниченко] был бенефициаром этого траста, то есть у него не было ни прав собственности, ни прав контроля, а только право получать доход от траста», — говорится в сообщении, поступившем в редакцию Business FM.
В силу правовой природы структура дискреционного траста предполагает управление активами траста в интересах бенефициара независимой профессиональной компанией (трасти). При этом активы траста (в данном случае СУЭК) не являются собственностью бенефициара и не находятся под его контролем. Полное право управлять трастовыми активами принадлежит трасту, следует из комментария.
В СМИ появилась информация о том, что Генеральная прокуратура подала иск против бизнесмена Андрея Мельниченко. Как пишет РБК со ссылкой на источник, иск касается энергетических активов, которые были куплены структурами Мельниченко у структур
Как сообщает
Бывший министр Открытого правительства Михаил Абызов был задержан в 2019 году и до сих пор находится под стражей. В октябре 2020 года суд обратил в доход государства более 32 млрд рублей, принадлежавших Абызову. Самому же Абызову приговор пока не вынесен. Он обвиняется в создании организованной преступной группы, которая похищала и незаконно выводила деньги за рубеж.
В деле Абызова, помимо прочего, фигурирует и компания «Сибэко». Позиция следствия заключается в том, что Абызов с 2012 года скрывал владение пятью кипрскими офшорами, через которые он, будучи министром, незаконно управлял «Сибэко». В начале 2018 года Абызов продал компанию структурам Мельниченко, нарушив запрет на предпринимательскую деятельность для чиновников. Стоимость сделки оценивалась в 18-24 млрд рублей.
«Сибэко» — крупнейший поставщик электроэнергии в Сибири, компания занимается генерацией тепловой и электрической энергии. В начале 2018 года ФАС разрешила подконтрольной Мельниченко СГК приобрести «Сибэко» при выполнении ряда условий, в частности речь шла об отказе от «значительного повышения цен на оптовом рынке электроэнергии» в течение трех лет.
Выручка «Сибэко» в 2016 году превышала 28 млрд рублей, а чистая прибыль — 1 млрд рублей. В 2022 году, по данным СПАРК, выручка превышала 38 млрд рублей, а чистая прибыль была чуть меньше 5 млрд.
Как пишет РБК, за лето этого года это уже четвертый иск прокуратуры об изъятии частных активов в пользу государства. К примеру, был подан иск с требованием изъять акции у владельцев одного из крупнейших производителей метанола и формалина в России «Метафракс Кемикалс» в связи с «незаконной приватизацией» в
Комментирует политолог, директор Международного института политической экспертизы, глава коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко:
О том, какова вероятность того, что акции «Сибэко» будут изъяты в пользу государства, рассуждает старший партнер адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры» Вячеслав Леонтьев:
— Насколько мне известно, сейчас предъявлено материальное требование об изъятии в доход государства акций компании. Соответственно, с точки зрения уголовного преследования самого Мельниченко пока никаких новостей нет, что удивляет, потому что обычно бывает обратная последовательность. То есть сначала привлекают к уголовной ответственности, утверждают, что некий актив был получен в результате совершения преступления, и после этого идет гражданский иск.
— Насколько вероятно, что прокуратура выиграет суд и акции будут изъяты?
— Основываясь на последних делах, которые прокуратура заявляла, я думаю, что достаточно большие шансы.
— В последнее время много подобных дел, с чем это может быть связано?
— Я думаю, это связано с тем, что Генеральная прокуратура, говоря бытовым языком, набила руку на подобных историях и сейчас реализует этот опыт в отношении активов, где есть сомнения или же были
Состояние Мельниченко — 25,2 млрд долларов, он вместе с семьей находится на первом месте среди всех российских бизнесменов по оценке Forbes.