Авиаперевозчики, выполняющие рейсы между Россией и другими странами, уже осенью могут столкнуться со сложностями из-за отключения РФ от каналов Societe Internationale de Telecommunication Aeronautiqes (SITA), пишет РБК со ссылкой на источники. В Минтрансе уже заявили, что для международных перевозок предстоит организовать альтернативные каналы связи и частично этот вопрос уже решен. Аэропорты, операторы и регуляторы готовы. Будут использоваться решения в том числе российского производства.

Специалисты отмечают, что больше всего вопросов вызывает ситуация с полетами в Китай. Минтранс планирует провести очную встречу с авиационными властями КНР для урегулирования целого ряда вопросов, говорят собеседники РБК.

SITA — это самый распространенный и привычный инструмент для игроков рынка, но далеко не единственный, говорит авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:

Илья Шатилин авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru «SWIFT для банковской отрасли — это фактически безальтернативная система, а для авиаотрасли давно существует огромное количество решений, которые работают через интернет, поэтому SITA им, в принципе, не нужна. У авиакомпаний есть система бронирования, так называемая инвенторная система, в которой хранятся данные о бронях пассажиров и так далее, и есть система контроля отправки пассажиров, которая используется в том числе для регистрации. В случае отключения окончательного SITA, а оно произойдет 30 сентября, первый этап был 31 июля, я не вижу большой проблемы, что это будет коллапс в международных перевозках».

Шатилин подчеркивает, что это никак не скажется на стоимости билетов и безопасности полетов. По его словам, это «внутренняя кухня», как будто «в каком-нибудь супермаркете перестал работать Microsoft Office». То есть надо понимать, что Office можно заменить российским аналогом. Так, видимо, будет и с SITA.

SITA начала работу в России еще в середине XX века. В 2019 году «Аэрофлот» и швейцарская компания даже праздновали 60-летний юбилей совместного сотрудничества. Предваряя полный уход SITA, на российском рынке в прошлом году появились системы «Леонардо» и ТАИС. Эти разработки ничем не хуже швейцарских, говорит вице-президент профсоюза летного состава России и действующий пилот Олег Приходько:

Олег Приходько вице-президент профсоюза летного состава России, действующий пилот «Компания SITA выполняет много функций, но в основном с ней связываются пилоты для выполнения полетов, они рассчитывают рабочие планы полетов по маршруту для каждого рейса. Раньше мы пользовались этой компанией, но в России мы давно уже перешли на внутренний продукт, на отечественных производителей программного обеспечения, и уже больше года ими пользуемся, летаем без всяких проблем. Таким образом, даже если какая-то компания будет выполнять полеты в Россию и компания SITA не будет давать эти навигационные документы, российские без проблем ее заменят. Поэтому у нас, оказывается, есть хорошие отечественные программы, которыми мы раньше не пользовались и даже не знали об их существовании».

Представители «Шереметьево», «Домодедово», «Пулково» и других крупнейших аэропортов России уже заявили о готовности своей IT-инфраструктуры для работы с любыми авиакомпаниями, включая иностранные. Как заверили РБК в «Аэрофлоте», отключение от сервисов SITA не окажет серьезного влияния на пассажиропоток и не повлияет на работу перевозчика.