Президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли третью линию Московских центральных диаметров — между Раменским и Зеленоградом. В церемонии, прошедшей по видеосвязи из московского Манежа, принял участие и губернатор Подмосковья Андрей Воробьев.

Собянин сообщил президенту о готовности инфраструктуры к запуску МЦД-3, после чего Воробьев рассказал о благоустройстве территорий, прилегающих к станциям нового диаметра, а глава РЖД Олег Белозеров — о выполненных технических работах. Финансирование проекта предоставил ВЭБ.РФ.

Новый диаметр свяжет Ленинградское и Казанское направления Московской железной дороги. Его протяженность составит 85 километров, на нем будет 41 станция, 14 из которых станут пересадочными. Там будут пересадки на метро, МЦК и пригородные железнодорожные направления. МЦД-3 будет работать с 05:30 до 01:00, в часы пик поезда будут курсировать каждые пять-шесть минут. В перспективе направление МЦД-3 станет входом на новую высокоскоростную магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом, отметил Сергей Собянин:

«Зеленоград — это будет, по сути дела, вход высокоскоростной магистрали на Санкт-Петербург, построен вокзал, который будет работать и на МЦД-3, и на будущую ВСМ, когда она будет построена, то есть там тоже сделаны серьезные заделы. И помимо пассажирских перевозок или соединения территориальных районов, она объединила огромное количество уникальных заводов, расположенных под Москвой и в Москве, видите их названия, серьезные предприятия, которые сегодня работают во многом и на оборонно-промышленный комплекс нашей страны».

По словам Владимира Путина, время для высокоскоростной магистрали между Москвой и Петербургом пришло. Можно возвращаться к обсуждению и планированию проекта.

Новая ВСМ позволит добираться из одной столицы в другую за два часа 15 минут вместо четырех часов, отметил президент. Он также добавил, что видит перспективы строительства ВСМ до Адлера, Донецка, Луганска и даже Минска.

«Конечно, этот проект скоростной железной дороги на первом этапе между Москвой и Петербургом обсуждается нами давно, но мне кажется, что сейчас мы действительно подошли к возможности его реализации. Мы долго со всех точек зрения обсуждали эту проблему, и с экономической, и с финансовой, и с чисто транспортной, и действительно, если построить новую магистраль для передвижения пассажиров, тогда, как я понял Олега Валентиновича, освобождается действующая для передвижения грузов — и скорость передвижения грузов, что чрезвычайно важно для экономики страны в целом, существенным образом увеличится. А что касается передвижения пассажиров, то скорость движения возрастет существенным образом и время в пути для пассажиров уменьшится с сегодняшних 4:05 до двух часов 15 минут между Санкт-Петербургом и Москвой, между Тверью и Москвой это будет уже 39 минут, а между Великим Новгородом и Санкт-Петербургом — 29 минут вместо сегодняшних трех часов 10 минут. Если от Москвы до Адлера протащить, это уже будет всего 10 часов в пути, совсем другая история для тех, кто едет отдыхать на юг. Безусловно, нужно будет подумать, чтобы подключить сюда и Луганск, и Донецк. И вы знаете, мне кажется, надо было бы проработать этот вопрос с правительством Белоруссии, я с президентом переговорю, минское направление очень востребовано было бы и нашими гражданами, и гражданами Белоруссии, тем более что мы хорошим темпом развиваем строительство Союзного государства».

Строительство устойчивых магистралей между Москвой и Петербургом обсуждается с 60-х годов прошлого века. С 2009 года между городами курсирует поезд «Сапсан». Среднее время в пути составляет четыре часа. Главная проблема «Сапсана» в том, что он следует теми же путями, что и обычные поезда. Для ВСМ будет предусмотрено строительство отдельных путей, на которых поезд сможет развивать скорость до 400 километров в час. Однако пока ни сметы, ни приблизительных сроков окончания проекта нет.