Рубль рассчитывал на большее. Анонс внеочередного заседания ЦБ 14 августа обрушил курс доллара сразу на 6 рублей — со 101 почти до 95 за единицу американской валюты — со сравнимыми скачками по другим парам. А вот само решение Центробанка, пусть даже и с повышением ключевой ставки сразу на 3,5%, вдвое больше консенсус-прогноза — фактически развернуло ситуацию. Вскоре после начала торгов курс перешел к росту, к обеду 15 августа вернувшись к 99 за доллар.

Почему эффект повышения ставки пока был ограниченным? Комментирует экономист Bloomberg по России Александр Исаков:

Александр Исаков экономист Bloomberg по России «Рынок ожидал мер по контролю за оттоком капитала либо дополнительных продаж валюты от Банка России в дополнение к повышению процентных ставок. Думаю, что это может объяснить то, почему даже после повышения, которое было в два раза более жестким, чем ожидал консенсус, курс не начал укрепляться. Я не думаю, что мы должны говорить о том, что это решение было слишком мягким или не достигло своих результатов уже сейчас. То, что произойдет в ближайшие месяцы, — это замедление роста кредита, который у нас сейчас по корпорантам 20% год к году, по физикам 17% год к году, также снизится спрос на импорт, а это была главная причина нашего ослабления валютного курса. Россия импортирует сейчас примерно столько же, сколько она импортировала в 2012 году при совершенно другом уровне экспортной выручки. Без этого снижения роста кредита валютный курс и валютный рынок не найдут своего баланса. До конца года мы должны увидеть замедление роста импорта и стабилизацию курса около текущих значений».

Только вечером 15 августа, сразу после публикации Bloomberg о возможном контроле за движением капитала, рубль снова начал расти. По данным источников агентства, встреча правительства с экспортерами, на которой обсуждалась обязательная репатриация валютной выручки — пока без «прорыва», но с планами дальнейших дискуссий, — прошла еще 14 августа. Но даже сообщения об этом было достаточно, чтобы доллар подешевел более чем на 2 рубля.

Эффективность шага анализирует директор Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев:

Олег Буклемишев директор Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ «Я подозреваю, что центральный элемент в нынешней проблеме — это нерепатриация валютной выручки и наличие всевозможных разрешений и исключений из правил о том, что валютную выручку можно оставлять ряду структур за рубежом. Это, как правило, крупные экспортеры. Тем самым реальная валютная выручка в долларах и евро — та, которая поступает на рынок и балансирует рублевую массу, — в Россию не поступала, в то время как всевозможные денежные суррогаты — и рублевые расчеты, и расчеты в так называемых дружественных валютах — распространялись все шире, что не наполняло внутренний рынок валютой в форме долларов и евро. Я думаю, что требования репатриации свободно конвертируемой валюты чувствительны политически, несомненно, это может поменять ситуацию с точки зрения сбалансированности внутреннего рынка валют».

В долгосрочной эффективности одного только повышения ставки сомневаются и зарубежные эксперты. Bloomberg приводит комментарий стратега RBC BlueBay Asset Management, по мнению которого меры ЦБ способны лишь замедлить ослабление рубля, причем ценой сокращения объемов заимствований и снижения реального роста ВВП.

О последствиях для бизнеса рассуждает управляющий директор инвестиционной компании «Алго капитал» Михаил Ханов:

Михаил Ханов управляющий директор инвестиционной компании «Алго капитал» «12% — убийственная ставка для большинства предпринимателей. Мы говорим о том, что мы стремимся развивать собственную экономику, малый и средний бизнес. Напомню, что консенсус среди большинства предпринимателей, который звучал весь прошлый год, — это 5%. Роль ЦБ не в том, чтобы снижать курс национальной валюты или повышать его, а в том, чтобы не допускать резких колебаний волатильности курса рубля, чтобы бизнес мог достаточно уверенно хотя бы прогнозировать эти изменения. Всех пугает не высокий или низкий курс, а непрогнозируемые изменения. Если будут предприняты меры по тому, чтобы достаточное количество валютной выручки продавалось на Московской бирже, удастся снизить курс рубля относительно доллара, укрепить рубль, и не будет повода говорить о дальнейшем повышении ставки».

В противном случае рубль продолжит искать новое равновесие. Спрос на импорт, по большей части оплачиваемый в долларах, повышает предложение российской валюты и ослабляет ее, а противовес в виде предложения доллара зависит от решения правительства по продаже валютной выручки. Без подобных шагов инструменты ЦБ достаточно ограниченны, отмечает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов:

Сергей Суверов инвестиционный стратег УК «Арикапитал» «Возможно, такие решения будут приняты, но в руках Центрального банка есть еще один рычаг — это валютное ограничение. Это не очень популярная мера, например ограничение перевода за рубеж. Пока данная мера не реализуется, она тоже, наверное, остается в запасе. Есть еще опция увеличения валютных интервенций, увеличение продаж юаней, но Центральный банк уже и так продает в рамках своего механизма юани, но пока это не особо помогало курсу рубля. Есть опция увеличения продаж, но посмотрим, пойдет ли на нее Центральный банк. Если курс рубля не удастся удержать, возможно, он также прибегнет к этой мере».

Пока о гипотетической репатриации валютной выручки известно только от источников СМИ. Банк России дальнейшие планы уже наметил. Как сообщили в регуляторе, дополнительное повышение ключевой ставки возможно «в случае усиления проинфляционных рисков». Следующее заседание ЦБ запланировано на 15 сентября.