Российские военные показали, что могут контролировать судоходство в Черном море. Комментарий Георгия Бовта
Москве важно показать, что зерновой экспорт по прежним черноморским маршрутам будет как минимум усложнен, а Украина и дальше будет предпринимать шаги, призванные доказать, что перевозка может осуществляться без одобрения России, подчеркивает политолог
Читать на полной версииМинобороны России в своем телеграм-канале опубликовало видео, на котором показан досмотр сухогруза «Сукра Окан» в Черном море. Судно следовало под флагом Палау в украинский порт Измаил 13 августа. Каковы значение и последствия этого видеозаявления?
Видео от российского Минобороны появилось лишь на следующий день после инцидента и явно в качестве ответа на публикации в ряде украинских медиа, отрицавших сам факт досмотра: мол, русские все придумали и просто запугивают. Данное мероприятие стало уже не первым после выхода России из зерновой сделки 17 июля и последовавших затем предупреждений российского Минобороны о том, что все суда, следующие в украинские порты, будут рассматриваться как потенциально перевозящие оружие. Затем в Керченском проливе был остановлен и развернут назад одно из коммерческих судов, на котором при досмотре обнаружили следы взрывчатых веществ, которые, возможно, ранее перевозились на этом судне в Украину.
Хотя судно «Сукра Окан» шло под флагом Палау, оно принадлежит турецкой судоходной компании. Однако со стороны официальной Анкары никаких протестов не последовало. Тем более что, согласно международному праву, подобный досмотр вблизи зоны боевых действий считается вполне законным. А в случае обнаружения на торговом судне военных грузов оно может быть даже арестовано.
Возможно, российские военные первоначально не знали о турецкой принадлежности судна. Во всяком случае представитель судоходной компании по следам инцидента заявил, что у экипажа создалось впечатление, что русские были приятно удивлены турецкой принадлежностью сухогруза, а также тем, что весь экипаж численностью 12 человек составляют турки. Российское Минобороны не сообщает подробно о ходе досмотра. По словам представителей судовладельца, он длился около часа. Трудно сказать, насколько он был детальным.
Действия российских военных носили прежде всего характер информационно-психологической операции, чтобы показать, что без содействия России экспорт украинского зерна через Черное море не будет рутинным коммерческим мероприятием, а неизбежно столкнется с определенными трудностями. И уж во всяком случае Украине не следует рассчитывать, что таким путем она сможет получать поставки вооружений.
Показательный досмотр состоялся на следующий день после заявления Киева о том, что он начал регистрацию торговых судов, которые выразят желание продолжать перевозки сельскохозяйственных и других грузов по тому гуманитарному коридору, который Украина объявила на днях в одностороннем порядке. Киев призвал торговые суда держаться поближе к территориальным водам Турции, Болгарии и Румынии. Собственно, сам порт Измаил в устье Дуная, через который Украина собирается экспортировать свое зерно, находится в непосредственной близости от румынской границы.
Также Украина вместе с союзниками разрабатывают альтернативные пути экспорта зерна и продовольствия, в том числе через порты Балтики, но также и через румынские порты. На днях Министерство транспорта Румынии заявило, что собирается удвоить объемы ежемесячного транзита украинского зерна через свой черноморский порт в Констанце до 4 млн тонн, каковой объем будет примерно соответствовать объему, который Украина ежемесячно экспортировала через три своих черноморских порта в рамках зерновой инициативы.
Пока такой транзит не налажен, и около полутора десятков судов в настоящее время находятся в территориальных водах Болгарии и Румынии, ожидая возможности направиться на загрузку украинским зерном. Что касается стоимости страховки и фрахта судов, направляющихся в Черное море, то после выхода России из зерновой сделки цены практически не изменились после того, как они подскочили после начала СВО. Судовладельцы платят так называемую дополнительную надбавку за военный риск.
Андеррайтеры взимают до 10% стоимости судна, и эта премия за риск держится с весны прошлого года. Страховка теперь может даже превышать стоимость найма самого судна. Скажем, танкеру возраста пяти лет и стоимостью 50 млн долларов, перевозящему стандартный российский груз в 1 млн баррелей, придется заплатить 5 млн долларов только на страховые взносы, что примерно на 1,5 млн долларов больше, чем стоимость найма перевозчика.
Для Украины важно продемонстрировать, что зерновой экспорт может работать и без России, а Москве важно показать, что по прежним черноморским маршрутам он будет как минимум усложнен. В запасе остаются при этом такие действия, как новые удары непосредственно по портовой инфраструктуре. Со своей стороны, Киев сразу же после развала зерновой сделки пытался зондировать почву на предмет возможности военного конвоирования торговых судов. Первым кандидатом на такую роль могли бы стать корабли турецкого ВМФ. Однако пока Анкара желания идти на такой шаг не выказала. Очевидно, Эрдоган ждет либо результатов своей встречи с Владимиром Путиным, либо отмены этой встречи, после чего уже объявит о следующих шагах. В том числе касательно украинского продовольственного экспорта.
Турецкая пресса продолжает писать, что встреча двух президентов может состояться уже в августе. И уже вовсе не обязательно, что именно на территории Турции. Москва, со своей стороны, пока не спешит развеивать информационный туман вокруг этого саммита.