Обновлено в 22:40

Туристы из Екатеринбурга вылетели в Анталью после почти двухдневной задержки. Второй рейс на курорт, который должен был вылететь рано утром 14 августа, был перенесен на 23:55 мск. Этими же самолетами в Екатеринбург во вторник, 15 августа, возвращаются россияне, застрявшие в Турции.

Россияне, застрявшие в Анталье, трое суток не могли вылететь домой. Причина заключалась в одновременной поломке двух Boeing 777 из трех имеющихся в парке авиакомпании Red Wings. Особенную трудность представлял тот факт, что это случилось за рубежом. По сообщению Red Wings, для исправления ситуации из Москвы в Анталью были доставлены запасные компоненты. Однако после их установки неисправности не были устранены.

Из-за этого был задержан вылет рейса Red Wings из Антальи в Екатеринбург, который должен был отправиться 12 августа. Также 13 августа в екатеринбургском аэропорту «Кольцово» произошла задержка рейса Red Wings по маршруту Екатеринбург — Анталья, он должен был отправиться в 7:20 по местному времени. Вылет рейсов в обоих направлениях ожидали по 410 человек.

Пассажиры на обоих направлениях нервничали, историей заинтересовались СМИ, а затем Росавиация и уральская прокуратура. Вследствие давления или самостоятельно к полудню 14 августа Red Wings озвучила решение арендовать воздушные суда у авиакомпании «Икар» (она же Pegas Fly). А к вечеру того же дня резервное судно нашлось у самой Red Wings. Сообщалось, что авиакомпания направит из «Жуковского» резервный самолет для перевозки пассажиров из Антальи в Екатеринбург.

Эту информацию подтвердил вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин.

Дмитрий Горин вице-президент Ассоциации туроператоров России, вице-президент Российского союза туриндустрии «Рейс запланирован на сегодня на вторую половину дня, другой рейс, который тоже был ранее задержан, аэропорт «Жуковский», был выполнен с задержкой уже вчера. Сейчас немало авиакомпаний выполняют полеты в Турцию. В этом году в неделю выполняются до 1200 рейсов в пять турецких городов, и 11 российских авиакомпаний выполняют эти полетные программы, также пять турецких. Общее количество увеличилось до 50% по сравнению с 2022 годом. Задержки рейсов могут происходить у любых авиакомпаний, как российских, так и зарубежных. В данной ситуации авиакомпании прилагают усилия, чтобы в разумные сроки доставить пассажиров, обеспечить их в соответствии с федеральными авиаправилами питанием и напитками или гостиницей, включая трансферы. Туристам и пассажирам нужно прежде всего обращаться к своим туркомпаниям, если это организованный сегмент, а если это самостоятельная покупка билета, то напрямую в авиакомпанию. Авиакомпания по правилам должна предоставить перевозку в разумные сроки, они не оговариваются в правилах, в период ожидания предоставить питание, напитки и проживание. А в случае существенных задержек рейсов у пассажиров есть возможность вернуть билет, для этого нужно обратиться в авиакомпанию напрямую».

Минэкономразвития России внимательно следит за ситуацией с задержкой рейсов в Турции и находится на связи с генконсульством России в Анталье, сообщается в пресс-релизе.

«Пассажиры, не вылетевшие в назначенное время из Екатеринбурга, по данным авиаперевозчика, размещены в гостиницах. Вопрос транспортировки туристов находится на контроле Росавиации. Для урегулирования ситуации Росавиация рекомендовала авиакомпании Red Wings оперативно провести консультации с другими российскими авиакомпаниями по привлечению дополнительных воздушных судов. Предварительно имеется договоренность по перевозке сегодня части пассажиров силами одной из российских авиакомпаний. Вылет борта из Екатеринбурга в Анталью планируется после 15:00 мск 14 августа. По информации ассоциации «Турпомощь», в числе пассажиров задержанных рейсов — туристы, приобретавшие туры у компаний-туроператоров, а также индивидуальные путешественники».

Дарья из Ханты-Мансийска летела в Анталью через Екатеринбург и вот уже два дня пытается улететь на отдых из аэропорта «Кольцово»:

— Мы все эти дни были в аэропорту, никакой информации нам не давали по поводу рейса, по поводу задержек никто ничего не объяснял. Мы сейчас в аэропорту, прошли регистрацию. Вечером мы должны улететь

— Гостиницы или питание вам предоставили?

— Предоставили отель возле аэропорта. Было питание предоставлено.

— А вам объясняли, с чем связана задержка рейса?

— Нет, никто ничего не объяснял. На наши вопросы не отвечали и в представительстве, когда мы сегодня утром пришли, нас было много, они даже голову не поднимали, говорили: «Идите и спрашиваете у своего турагента, у которого вы приобретали». Мы вообще были не в курсе, случайно увидели в расписании, что появился наш рейс, а уведомление уже пришло после того, как регистрация была пройдена.

По словам Дарьи, два потерянных дня оплаченного отдыха на море компенсировать никто не предлагал. Менеджеры туркомпании предложили Дарье продлить отдых за ее счет, а потом судиться с авиаперевозчиком.

Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова заявила, что окажет правовую помощь пассажирам авиакомпании Red Wings, которые более суток не могут вылететь из Екатеринбурга в Анталью.

Как отметила Мерзлякова, она также находится на постоянной связи с пассажирами рейса, который не может вылететь из Антальи в Екатеринбург с вечера 12 августа. По ее словам, Уральская транспортная прокуратура проверяет деятельность авиакомпании по оказанию услуг пассажирских перевозок.

Вечером 14 августа Роспотребнадзор заявил, что готов оказать помощь пострадавшим пассажирам Red Wings, чьи права не будут урегулированы в полном объеме по соглашению с авиаперевозчиком в досудебном порядке.

В Роспотребнадзоре напомнили, что при задержке рейса пассажир имеет право на отказ от полета. Такой отказ считается вынужденным, и в данной ситуации перевозчик обязан вернуть стоимость авиабилета даже в том случае, если билет являлся «невозвратным». Также пассажир имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда. Кроме того, законом зафиксировано право на взыскание штрафа с перевозчика за просрочку доставки пассажира в пункт назначения.

Может ли нынешняя ситуация с отменой рейсов служить серьезным сигналом о системных проблемах в отечественной гражданской авиации? Нет, уверен главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Каждый август из года в год, когда у нас пик туристического сезона, когда самолеты летают максимально загруженно, интенсивно, если происходит одна поломка, это вызывает длительные задержки по отправке и вывозу пассажиров, особенно на туристических направлениях. Этот август оказался не исключением. Я бы это связывал именно с пиком сезона, с высокой загрузкой и с невозможностью быстро отправить подменный борт. На ремонт любой авиатехники даже при наличии запчастей нужно какое-то время, и сейчас в моменте нужно просто людей вывезти. И если у авиакомпании нет такой возможности, то нужно привлекать к этому другую авиакомпанию, у которой есть такие борты. Возвращаясь к ситуации с запчастями, с техобслуживанием, я думаю, проблема усложняется тем, что самолет сломался не в России, а за границей, и даже без условий санкций или ограничений всегда, когда самолет где-то за рубежом ломается, это вызывает определенные проблемы, потому что нужно доставить туда запчасти, договориться с техническими службами. Авиация — технически сложная сфера, такое бывает, но пока каких-то признаков того, что это какая-то системная проблема для всей нашей гражданской авиации, я не вижу. Один случай — это практически норма для нашей гражданской авиации во время августовского пика туристического сезона».

Red Wings входит в десятку крупнейших по пассажиропотоку авиакомпаний РФ. Базируется в аэропортах «Домодедово», «Жуковский», «Кольцово» (Екатеринбург), «Баландино» (Челябинск) и Амет-Хана Султана (Махачкала).

В Росавиации заявили, что Red Wings устраняет технические неисправности самолетов и планирует вернуться в расписание к 7:00 15 августа.