«Коммерсантъ»: Google начал блокировать свои корпоративные сервисы для подсанкционных компаний
Среди приложений, которые станут недоступны ряду российских компаний, — Google Docs, облачное хранилище, таблицы и многое другое. В какие «облака» может мигрировать российский бизнес, если возникнет такая необходимость?
Читать на полной версииКомпания Google, по данным СМИ, начала блокировать корпоративные сервисы ряду российских компаний, попавших под санкции США. Для них стали недоступны Google Docs, облачное хранилище, таблицы и многое другое, сообщила газета «Коммерсантъ». Сам Google, по традиции, ничего не комментирует. Однако источники ТАСС и РИА Новости в американской компании сообщили, что никаких изменений в доступе к сервисам Google Workspace в России не было.
Сообщение о том, что Google перекрыл доступ к своим облачным сервисам подсанкционным компаниям, выглядит немного странно.
Компании, которые действительно пользуются Google Workspace, вряд ли попали под санкции, потому что это в основном мелкий бизнес. Продолжает главред портала Tadviser Александр Левашов:
Александр Левашов главред портала Tadviser «Этими сервисами в корпоративной среде пользуется исключительно малый бизнес, крупный бизнес использует совершенно другие средства. Значительная часть малого бизнеса пользуется Gmail, Google Docs, это действительно удобно».
При этом нет никаких гарантий того, что Google Workspace всегда будет доступен в России. Поэтому лучше не встраивать его сервисы в
Екатерина Прахова гендиректор завода по производству конвейерного оборудования «Траяна» «Google-таблицами, наверное, на протяжении семи лет уже пользуюсь. В основном это именно для того, чтобы сотрудникам прописывать задачи и отслеживать, кто что сделал, как, в какое время, и в целом это достаточно дисциплинирует сотрудников, именно вот такие таблицы вести в онлайн-режиме, когда можно посмотреть это не только в компьютере в офисе, но и через телефон. Правда, скажу, что у меня не корпоративный доступ в Google-таблицы, а просто у каждого человека есть свои Google-таблицы, как у физического лица. Или как это называется? У обычного пользователя. И я очень надеюсь, конечно, что нас это не коснется супербыстро, но, наверное, потом коснется каждого россиянина в целом. Поэтому, да, резерв, конечно, делаю: и на компьютер сохраняю, и на бумажном носителе тоже сохраняю — я подстраховываюсь».
Вероятно, рано или поздно не только у российского бизнеса, но и обычных людей встанет вопрос: куда переносить свои данные из облачных сервисов Google? О возможных вариантах говорит гендиректор компании «Базальт СПО» Алексей Смирнов:
Алексей Смирнов гендиректор компании «Базальт СПО» «Аналогичными сервисами занимаются «Яндекс», «ВКонтакте». Коллеги из моего офиса этим занимаются. Понятно, что Google очень продвинутый и равняться с ним тяжело, но это международная гигантская фирма, а решение есть вполне, так сказать, допустимое по качеству. Разнообразие, конечно, у Google больше, это понятно. Но вы знаете как, когда говорят о продовольственной независимости, можно говорить, есть ли у нас нормальный набор продуктов, а можно говорить о том, хорош ли у нас в этом году урожай ананасов. И то, что у нас ананасы не уродились, это не проблема продовольственной независимости — вот и здесь то же самое».
Отдельный вопрос — как вытащить из «облаков» Google гигабайты данных и как потом эти данные перенести на российские сервисы. Задача непростая, обычный пользователь без специальных знаний, с этим сейчас вряд ли справиться. Личным опытом делится основатель компании «Новые облачные технологии» Дмитрий Комиссаров:
Дмитрий Комиссаров основатель компании «Новые облачные технологии» «У меня пятая точка, видимо, чувствует похожие вещи: я в прошлом году ушел с Workspace в своем личном домене. Я переезжал с Workspace на «Яндекс», потом переехал на Mail. И с точки зрения интеграций, конечно, им есть над чем работать. Мне для переноса потребовались знания не стандартного пользователя, а все-таки айтишника, то есть, я бы сказал, что основное — это то, что нужно сделать все одной кнопкой, — одной единой кнопки нет, придется обращаться к техподдержке. Но я бы, условно говоря, на месте «Яндекса» и Mail, просто вложил бы в то, чтобы сделать единую кнопочку: то есть я зашел, нажал, и она по максимуму отработала мне для перехода».
Пока массовых сообщений о блокировке облачных сервисов Google в России не было. Но если американская компания действительно начнет это делать, то впору задуматься о переносе своих данных в Россию — контактов, писем, фотографий, музыки и прочего — и обычным пользователям. Правда, большинство из них тоже столкнется с проблемами в ходе миграции. Точно так же, как и условный предприниматель, у которого нет специальных знаний.