Если все компьютеры, на которых установлены программы Microsoft, в октябре превратятся в груду бесполезного железа, это станет огромной проблемой для российских компаний и организаций. Во-первых, за такое короткое время просто невозможно перенести корпоративную IT-инфраструктуру на отечественные решения. Во-вторых, заменить все без исключения продукты американской корпорации не получится.

Аналоги в России есть, но им все равно чего-то не хватает. Например, отсутствуют какие-то функции или же хромает надежность под большой нагрузкой. Продолжает IT-директор компании «Инвитро» Владимир Федин:

Владимир Федин IT-директор компании «Инвитро» «Почту можно мигрировать на какие-то отечественные сервисы, но есть еще инфраструктурная обвязка, она, конечно, у Microsoft лучше. За полтора месяца, естественно, мигрировать всю инфраструктура вряд ли получится, особенно ввиду отсутствия решений, которые могут обеспечивать аналогичную стабильность работы. Я предполагаю, что такие блокировки не будут введены по ряду причин, одна из которых — техническая сложность введения таких блокировок, а другая — это существенный подрыв авторитета компании, потому что на продуктах Microsoft строится не только много компаний на территории России, но и во всем мире. Я думаю, подобные действия могут заставить большое количество компаний задуматься о том, нужны ли им такие продукты, которые могут превратиться в кирпич в один момент».

Госсектор и оборонные предприятия или уже полностью перешли на российский софт, или находятся в процессе. А вот российский бизнес не спешил отказываться от продуктов Microsoft, хотя первый звоночек прозвучал еще весной прошлого года, когда американская компания объявила о приостановке продаж своих товаров и предоставления услуг на территории России. Тогда президент Microsoft Брэд Смит говорил, что корпорация будет сокращать бизнес в России, пока от него «ничего не останется».

Потом, правда, американский гигант немного смягчил свою позицию, сообщив, что продолжит выполнять существующие обязательства в отношении российских клиентов, но остановит новые продажи в стране. Более того, в апреле 2023 года газета «Коммерсантъ» сообщала, что не попавшие под санкции частные российские компании стали получать предложения от Microsoft о продлении лицензий.

Одна из причин того, что бизнес до последнего старался остаться с Microsoft, заключается в том, что даже Windows иногда заменить невозможно. Да, в России есть свои отечественные операционные системы. Но зарубежные производители оборудования, в том числе промышленного, ничего о них не знают. Можно перевести бухгалтерию и документооборот на российский софт, но нельзя заставить работать под российской ОС программу, которая управляет, например, «умным» станком иностранного производства. Для тех, кто оказался в такой ситуации, прекращение доступа к продуктам Microsoft станет настоящей катастрофой.

Вот что сказал Business FM председатель совета директоров Подольской фабрики офсетной печати Сергей Моисеев:

Сергей Моисеев председатель совета директоров Подольской фабрики офсетной печати «Мы пока не знаем, что будем делать. Мы надеемся, что есть какое-то альтернативное решение, которое будет рождено в наших пенатах. Мы только сегодня об этом узнали, поэтому давайте посмотрим. Для нашего производства это проблема. Я не знаю, что касается других отраслей, но сегодня мои подчиненные сказали, что для нас это будет очень большая проблема. Как выходить из этой ситуации, мы пока не знаем».

Пока непонятно, запретит ли Microsoft после 30 сентября загрузки обновлений российским корпоративным клиентам. Сделать это непросто, но технически возможно. А без обновлений безопасности будет сложнее обеспечивать защиту корпоративных IT-систем. Но российские компании, наверное, смогут получать патчи и пакеты обновлений Microsoft альтернативными способами. Комментирует технический директор «Кросс Технолоджис» Александр Кукульчук:

Александр Кукульчук технический директор «Кросс Технолоджис» «Обновления будут получать те, кто действительно очень много использует Microsoft, будут появляться какие-то шлюзы в «дружественных» странах, где будут выстраиваться каналы, офлайн будут устанавливаться обновления, но это в любом случае будет тормозить автоматизацию. На текущий момент вся автоматизация нацелена на то, чтобы два человека могли управлять корпорацией в плане IT-инфраструктуры, базовых сервисов, предоставления этих сервисов. В случае с офлайн-установкой потребуется очень много людей, потому что нужно будет тестировать, проверять, действительно ли нет каких-то закладок, устанавливается ли с соблюдением версионности, — все, что делается в автоматическом обновлении, ровно так же это будет выполняться руками».

Многие IT-специалисты обратили внимание, что письмо корпоративным российским клиентам разослала служба поддержки Microsoft Online Services. И в нем говорится именно о подписках. Так что, возможно, речь идет только об облачных сервисах типа Office 365. И это не относится к продуктам Microsoft, которые работают на самих компьютерах, включая операционные системы Windows. Но это пока, как говорится, не точно. Ждем разъяснений от американской корпорации, если, конечно, они будут.