Рубль попал в тройку худших валют развивающихся рынков. Есть ли у ЦБ способы по укреплению российской валюты?
Курс рубля 9 августа обновил минимумы с весны 2022 года. Эксперты, опрошенные Business FM, говорят, что арсенал средств в руках у ЦБ неширокий, но все же он имеется
Читать на полной версииВ среду, 9 августа, курс доллара на Мосбирже превышал в моменте 98 рублей, евро был около 108 рублей. Но к концу торгов рубль отыграл почти все дневные потери.
С начала года рубль потерял в стоимости 23%. Bloomberg включило рубль в тройку худших валют развивающихся рынков вместе с турецкой лирой и аргентинским песо.
ЦБ заявил, что перестанет покупать валюту на рынке в рамках зеркалирования операций Минфина по продаже юаней из ФНБ. Решение принято для снижения волатильности финансовых рынков. Именно после этого рубль отскочил.
При этом Банк России отметил, что продолжит проводить на внутреннем рынке операции по продаже иностранной валюты, связанные с использованием средств ФНБ для их размещения в разрешенные финансовые активы в первом полугодии, в объеме 2,3 млрд рублей в день.
Ослабление рубля продолжается уже несколько месяцев. Ранее подобные позиции у российской валюты были в феврале — марте 2022 года. Тогда ЦБ, в частности, поднял ключевую ставку до 20% и ограничил выдачу наличной иностранной валюты гражданам и ее вывоз за пределы страны. Последние две меры в силе до сих пор.
Business FM спросила у экспертов, что еще может предпринять регулятор для корректировки курса.
Главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин:
«В моем понимании сейчас основная роль регуляторов, то есть экономического блока, — поработать с курсом. Не в интересах правительства и не в интересах среднесрочных бюджетов иметь дешевый рубль. У ЦБ должен быть определенный объем наращивания интервенций по потребности, возможно, для того, чтобы удовлетворить локальный всплеск спроса на валюту, как я пока полагаю, непродолжительный. Я полагаю, что, если у ЦБ есть ощущение, что не вся валютная выручка, которая может быть продана, продается, видимо, надо поднять вопрос в правительстве о соответствующей продаже, если это обоснованно и актуально. Я, к сожалению, данных не вижу, поэтому судить об этом не могу. Те решения, которые сейчас озвучивает ЦБ, о том, что он до конца года не будет покупать валюту, — это, конечно, хорошо. Уже нечто подобное как утечка информации по рынку гуляло. Но сам регулятор, его официальные представители пытались это отрицать. Очень странная позиция, совершенно не идущая на пользу и поддержку валютного рынка. Поэтому решение ЦБ правильное. Мне кажется, что пока оно достаточное. Посмотрим. У меня есть ощущение, что сейчас остановить ситуацию сложнее по сравнению с тем временем, когда ЦБ почувствовал, что от него требуются действия. А 21 июля он, видимо, это ощутил, когда принимал решение по ставке. В этот момент нужно было принимать более адекватные меры. Делать вид, что в стране плавающий курс, в то время как в лучшем случае это правильнее называть контролируемым плаванием, смешно и неправильно, это обман. Я думаю, что многие экономические агенты это чувствуют и это точно не помогает снизить неопределенность и улучшить ситуацию в экономике».
Инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов:
«Сейчас арсенал средств в руках у ЦБ не такой уж широкий для того, чтобы стабилизировать рубль. ЦБ говорит о дефиците валюты, это действительно факт, потому что экспортные доходы сократились, а импорт остается высоким. Понятно, что, в отличие от рублей, напечатать иностранную валюту невозможно, поэтому дефицит валюты рыночным путем приводит к ослаблению рубля. Но что-то ЦБ, конечно, сделать может, частично он уже сегодня начал предпринимать какие-то действия, например отменил покупку валюты в рамках бюджетного правила до конца года. Это, наверное, первая мера, которая напрашивалась, и ЦБ решил осуществить ее. Также ЦБ понимает, что ослабление рубля ведет к всплеску инфляции. Скорее всего, регулятор будет и дальше увеличивать ключевую ставку. Насколько это поможет рублю, сейчас сказать сложно. Есть механизмы не совсем у ЦБ, но в целом у властей, чтобы стабилизировать рубль. В частности, они могут вновь ввести обязательную продажу валютной выручки экспортерами. Кроме того, могут ввести некоторые валютные ограничения, в частности ограничить размер переводов за рубеж, то есть это небольшой валютный контроль, который тоже может сработать. Но это достаточно неоднозначный механизм, который может вызвать критику. Я думаю, что в рамках таких условий сейчас будет действовать регулятор. Какие-то меры все-таки начали принимать, но запоздало».
Директор по работе с клиентами «БКС Мир инвестиций» Максим Шеин:
«Любой ЦБ может заякорить ожидания по изменению валютного курса. Например, проведя так называемые вербальные интервенции, обозначив какие-то границы или выразив озабоченность резкими скачками национальной валюты. Это все уже может повлиять на участников рынка. Понятное дело, что параллельно с этим нужно сбалансировать валютный рынок. Между девальвацией и ростом цен есть определенный лаг, он связан с тем, что имеются старые закупочные цены, есть запасы по старому курсу на складах. В среднем это может занимать где-то полгода. Поэтому, конечно, немедленно потребители это не почувствуют, они увидят это по ценам на авиабилеты, допустим на международные направления, будет увеличиться в рублях стоимость путевок. Но это небольшая часть экономики. А докатится это до товаров широкого потребления где-то через полгода — при условии, что курс в диапазоне 95-98 рублей задержится. Что касается потребительского поведения в целом, это может привести к двум вещам. Если цены начнут расти и инфляционные ожидания вырастут, если курс не зацементировать хотя бы какими-то комментариями ЦБ, скорее всего, эти инфляционные ожидания вырастут. Кстати, ЦБ потом будет говорить, что это одна из причин повышения ключевой ставки в нашей стране. Конечно, потребительская модель будет тоже меняться, причем не в лучшую сторону. Инвестиционная часть будет сокращаться, доля расходов на товары первой необходимости в расходах населения будет увеличиваться, что не является хорошим сигналом для экономики».
Банк России 21 июля принял решение повысить ключевую ставку с 7,5% до 8,5% годовых. В Центробанке допускают повторное увеличение ключевой ставки на ближайшем заседании 15 сентября.
Минфин 8 августа выпустил обновленные данные по дефициту бюджета. С начала года дефицит превысил 2,8 трлн рублей, или 1,8% ВВП. За прошлый месяц этот показатель вырос на 222 млрд рублей.
В июне платежный баланс России ушел в минус на 1,4 млрд долларов. Экспортная выручка страны не покрывает затраты на импорт.