Возобновление зерновой сделки зависит от выполнения странами Запада своих обязательств. Об этом сообщил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, добавив, что Турция будет продолжать попытки продлить ее. США на словах пообещали сделать все необходимое для безопасного экспорта продовольствия в случае возвращения РФ к пакетному соглашению. Можно ли уловить в словах Эрдогана какие-то новые нюансы?

В заявлении турецкого лидера можно уловить намек на готовность Анкары к тому, что зерновая сделка умрет окончательно. Именно с этим связана и сохраняющаяся неясность с визитом Владимира Путина в Турцию, который Эрдоган анонсировал, но Кремль не подтверждал, особенно место встречи. Впрочем, турецкий лидер теперь говорит, что он ставит целью возобновление зерновой сделки «в расширенном формате», апеллируя к Западу в части выполнения требований России по облегчению санкций в аграрной сфере.

В июле представители секретариата ООН утверждали, что якобы удалось «добиться прорывов в некоторых из самых сложных областей» касательно зерновой инициативы. Были намеки, что ЕС может даже переподключить подразделение Россельхозбанка к системе SWIFT. Но потом случился удар ВСУ по Крымскому мосту и выход Москвы из сделки. Последовали взаимные удары по портовым сооружениям России и Украины. ВСУ атаковали российский танкер и стали угрожать всему торговому судоходству в Черном море, объявив российские порты зоной боевых действий. После 17 июля ЕС не выказывал готовности пойти навстречу требованиям Москвы. Позиция европейцев выглядит даже жестче, чем Вашингтона, который хотя бы на словах что-то обещает.

Ближайшие союзники Украины прорабатывают варианты альтернативных путей экспорта украинского зерна, пока Киев пытается максимально усложнить жизнь российским экспортерам в Черном море посредством нанесения военных ударов по портам и, нельзя исключать, торговым судам.

Польша предлагает ЕС вложиться в увеличение пропускной способности портов на Дунае и Балтике для транзита украинского зерна и субсидировать такие перевозки. Экспорт зерна с Украины через польские порты уже в июне вырос вдвое по сравнению с началом года. Идут переговоры с Литвой о переносе фитосанитарного контроля из Польши в литовские порты, чтобы ускорить транзит. При этом соседние с Украиной восточноевропейские страны запретили импорт аграрной продукции от соседки, чтобы не навредить собственным фермерам. Оставили только транзит, назвав это «коридорами солидарности». В июне уже более 65% украинского зернового экспорта прошло через так называемый дунайский коридор, в том числе из украинских портов Рени и Измаил, а также из портов Молдавии и Румынии. Планируется организовать «зеленые коридоры» через немецкие Гамбург и Росток, голландский Роттердам, Риеку в Хорватии, Триест в Италии и словенский порт Копер.

При этом сейчас только пять портов в трех странах Балтии имеют мощности для перевалки 25 млн тонн зерна. Проблема в том, что транзит через Европу стоит дороже на 30-45 долларов за тонну, чем через Черное море. Поэтому для поддержки «коридоров солидарности» восточноевропейцы просят субсидий у Брюсселя. На расширение этих транзитных мощностей ЕС уже выделил 250 млн евро, обещав еще миллиард, но этих денег может не хватить.

После развала зерновой сделки появились ожидания, что Россия легко заместит украинские поставки по Черному морю своими. Тем более что в этом году ожидается еще и снижение экспортного потенциала Украины. Например, в части поставок только пшеницы, наиболее востребованной в развивающихся странах, на 37,5%, до 10,5 млн тонн. Зато благодаря неплохому урожаю, а также нераспроданным остаткам с прошлого года российский экспорт имеет потенциал приблизиться к рекорду прошедшего сельскохозяйственного года в более чем 60 млн тонн. Есть планы при этом задействовать на экспорт порты Мариуполя и Бердянска.

На Азовско-Черноморский бассейн приходится до 90% экспорта аграрной продукции России морем. Причем более половины экспорта агропродукции в целом и почти 70% экспорта пшеницы идут через три порта: Новороссийск, Кавказ и Ростов-на-Дону. С точки зрения портовой инфраструктуры в России альтернативы черноморскому маршруту нет. Ни на Балтике, ни на Каспии. Поэтому логично, что Киев делает ставку на резкое усиление военных рисков для судоходства, чтобы и отомстить Москве за срыв зерновой сделки, и сократить ее конкурентные преимущества, задрав в такой обстановке цены на фрахт и страхование грузов.

Зерном дело не ограничивается. В последнее время треть российского экспорта нефти прошла через порт Новороссийска: в июле 59 млн баррелей, из которых 32 млн отправлено в Евросоюз. Через Новороссийск также идут большие объемы казахской нефти: с начала года до конца мая на 249 танкеров было отгружено 27,1 млн тонн. На этом фоне угроза эскалации тотальной морской войны в Причерноморье создает гораздо более высокие риски и грозит даже более существенными экономическими потерями, чем в первый год военного конфликта. Тем более в период действия «черноморской зерновой инициативы».